Дипломная работа на тему: «Новые технологии развития мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по развитию речи» 2737

Описание

Содержание

Введение

Глава І. Психология мышления детей старшего дошкольного возраста

1.1

Психология мышления и роль мышления в развитии личности

1.2

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

1.3

Средства развития мышления детей дошкольного возраста

Выводы по I главе

Глава ІІ. Дидактичческие игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста на уроках по развитию речи

2.1

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для развития речи

2.3

Развитие мышления в дидактической игре на уроке развития речи

Выводы по II главе

Глава ІІІ. Экспериментальная работа исследования развития мышления детей с использованием дидактических игр на уроках по развитию речи

3.1

Констатирующий этап

3.2

Формирующий этап эксперимента

3.3

Контрольный этап эксперимента
Вывод к Главе ІІІ
Заключение
Используемая литература
Приложения

 

83 стр.

Фрагмент

Введение

В дошкольном возрасте мышление ребенка опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию и к бурному развитию мыслительных операций.

В психологии есть много исследований, посвященных изучению мышления детей, процессу усвоения знаний, установлению психологических закономерностей этого процесса. Ж.Пиаже и Л.С Выготский внесли большой вклад в исследование мышления детей.

Пиаже впервые с помощью разработанного и введенного им в науку клинического метода исследования детской речи и мышления с необычайной смелостью, глубиной и широтой охвата подверг систематическому исследованию особенности детской логики в совершенно новом разрезе.

Исследования Пиаже составили целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрении. Они отмечены историческим значением.

Пиаже полагает, что ребенок начинает с аутистического мышления, затем переходит к эгоцентрическому мышлению и, наконец, к разумному, логическому. Аутистическая мысль не содержит в себе сознания цели, стремится не к установлению истины, а удовлетворению желания (органических потребностей и игры), не приспособляется к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую действительность или действительность сновидения; таким образом, она не социальна, а чисто индивидуальна, непосредственно не выразима речью. Разумная мысль сознательно направлена на определенную цель, приспособлена к действительности, заключает истину или заблуждение; она выразима социализированною речью. Эгоцентрическое мышление, по Пиаже, занимает промежуточное место: оно направлено не столько на приспособление к действительности, сколько на удовлетворение желаний, но все же служит не только органическим потребностям и игре; оно выражается эгоцентрической речью. До 7 лет, согласно Пиаже, у ребенка преобладает эгоцентрическая речь, которая свидетельствует об эгоцентризме мысли; она не соответствует точке зрения собеседника и потому не служит цели социального общения.

Выготский произвел эксперименты, в которых ставил детей перед затруднением при исполнении каких-либо деятельностей, например, при рисовании оказывалось, что нет под рукой карандаша, бумаги, нужной краски и тому под.; в других случаях деятельность ребенка протекала без внешних затруднений. На основании своих наблюдений  Выготский пришел к схеме развития, противоположной схеме Пиаже: уже первоначальная речь ребенка многофункциональна и содержит в себе, между прочим, социальную функцию. Далее, речь дифференцируется на эгоцентрическую и коммуникативную; эгоцентрическая речь возникает «на основе социальной путем перенесения ребенком социальных форм поведения, форм коллективного сотрудничества в сферу личных психических функций «. Далее, эгоцентрическая речь дает начало развитию речи внутренней, которая служит основой мышления, в одних случаях логического, в других аутистического. Аутистическое мышление Выготский, вслед за Блейлером, считает более поздним явлением, возникающим на основе реалистического мышления, действительно удовлетворяющего потребности. 7 16-18.

Цель работы – изучить особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.

Объект: мышление детей дошкольного возраста.

Предмет: развитие мышления в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Изучить мышление как психологический процесс.
  2. Охарактеризовать особенности детского мышления.
  3. Рассмотреть современные приемы и методы развития мышления детей дошкольного возраста используемые на уроках по развитию речи.

Литература

  1. Агаева Е Л. Моделирование сериационных отношений детьми дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. – 1980. -№2 (23).
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001. – 362 с.
  3. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 422 с.
  4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II. — М.: Наука, 1981. – 416 с.
  5. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.
  6. Валлон А. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 1986. – 286 с.
  7. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. — М.: Знания, 1994. – 150 с.
  8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979. – 318 с.
  9. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. – М.: Наука, 1979. – 268 с.
  10. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1987. – 528 с.
  11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Наука, 1976. – 374 с.
  12. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра. — М.: Просвещение, 1991. – 314 с.
  13. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка. – Иркутск, 1999. – 270 с.
  14. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Педагогика, 1969. – 284 с.
  15. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Наука, 1981. – 410 с.
  16. Житникова Л.А. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.
  17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344 с.
  18. Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии). — М.: МГИУ, 1998. – 238 с.
  19. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989. – 370 с.
  20. Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Шороховой Е.В. – М.: Наука, 1976. – 436 с.
  21. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. — М.: Гном и Д, 2000. – 388 с.
  22. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 266 с.
  23. Леонтьев А.Н. Мышление. Философская энциклопедия. Т. 3. – М.: Мысль, 1964. – 454 с.
  24. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. – М.: Наука, 1974. – 238 с.
  25. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М.: Мысль, 1975. – 360 с.
  26. Люблинская А.А. Детская психология. — М.: Просвещение, 1985. – 472 с.
  27. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. – Вопросы психологии. – 1982. — №4.
  28. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М.:Мысль, 1965. – 248 с.
  29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  30. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. Брушлинского А.В. – М.: Наука, 1982. – 452 с.
  31. Мышление человека и компьютера. Сборник статей. – М.: Мысль, 1980. – 216 с.
  32. Найссер У. Познание и реальность. – М.: Просвещение, 1981. – 310 с.
  33. Немов Р.С. Основы психологии. – М.: Владос, 1995. – 576 с.
  34. Немов Р.С. Психология образования. – М.: Владос, 1995. – 496 с.
  35. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. — М.:Пед. общ.-во России, 1999. – 514 с.
  36. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
  37. Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Наука, 1954. – 512 с.
  38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Просвещение, 1982. – 366 с.
  39. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1969. – 424 с.
  40. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 1997. – 282 с.
  41. Психология дошкольника: Хрестоматия. — М.: Академия, 1997. – 350 с.
  42. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. / Под ред. Тихомирова О.К. – М.: Наука, 1979. – 462 с.
  43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: ВЕЧЕ, 1998. – 288 с.
  44. Савенков А.И. Исследовательское поведение ребенка и развитие мышления в онтогенезе // Материалы научно-практической конференции. — Москва-Звенигород, 2005. – 408 с.
  45. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М.: Наука, 1962. – 224 с.
  46. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2001. – 312 с.
  47. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Просвещение, 1984. – 464 с.
  48. Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления. — Минск, 1998. – 278 с.
  49. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. – М.: Наука, 1981. – 360 с.
  50. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников. – М.: Мысль, 1959. – 226 с.
  51. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248 с.
  52. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М.: Мысль, 1972. – 288 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 3600

Задать вопрос

Задать вопрос