Дипломная работа на тему: Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 11795

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 3200

Задать вопрос

Описание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Изучение проблемы влияния дидактической игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста

1.1 Дидактическая игра как средства умственного развития

1.2 Особенности внимания как психического процесса

1.3 Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Исследование особенностей развития свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования

2.2 Методика констатирующего эксперимента

Глава 3. Изучение развития внимания при помощи дидактической игры

3.1 Теоретическое и методическое обоснование программы

3.2 Игровая программа на развитие свойств внимания посредством дидактической игры

3.3 Определение эффективности при использовании игровой программы

Вывод по третьей главе

Заключение

Список литературы

61 стр.

Фрагмент

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Дошкольный возраст– это короткий, но очень значимый период в развитии личности ребенка. В это время ребенок знакомится с окружающим миром, у него вырабатываются определенные отношения к людям, к поступкам, к привычкам, он начинает копировать все, что видит вокруг. Формируется личностный характер ребенка. Дошкольный период – это возраст игры, которая имеет огромное значение для физического, психического, интеллектуального, духовно- нравственного и патриотического развития ребенка
Игра сопровождает ребенка на протяжении всей жизнь, является источником разной информации, методом обучения и воспитания ребят. В игровые моменты развиваются творческие способности, мышление, память, сила воли.
Дидактическая игра – это средство развития и воспитания. Через такие дидактические игры закрепляются знания и умения, развиваются все психические процессы. В игре ребенок учится договариваться, учитывать интересы и чувства других играющих, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя и свои возможности, способности, старается разрешать сложившиеся конфликтные ситуации. В игре происходит полная социализация личности, ребенок начинает адаптироваться к обществу, изучает типы социальных характеров других детей и взрослых.
На каждом возрастном этапе развития ребенка дидактические игры меняются, но все они направлены на развитие памяти, мышления, воображения, дидактические игры учат также детей играть по правилам, носят в себе игровой замысел. Наличие правил позволяет самоорганизации детей, формированию правильного поведения, относительно определенных норм, как во время игры, так и в повседневной жизни. Дидактическая игра дает возможность решать педагогические задачи в игровой форме, потому что этот метод наиболее доступен для детей дошкольного возраста. В игре ребенок учится различать условные и реальные ситуации, учится обдуманно подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать определенные значимые для него решения.
Задача развития внимания у детей – актуальна на сегодняшний день. Эта проблема не раз освещалась не только в детской психологии, то и в педагогике. Внимание – это направленность психики, сознания ребенка на объект определенной структуры, имеющий устойчивую или ситуативную значимость. Оно предполагает повышенную активность в сенсорном развитии, памяти и интеллектуальном развитии ребенка в целом. Внимание может быть направлено на процессы, происходящие внутри людей и на предметы окружающего мира. Оно обеспечивает положительное отношение к тому или иному предмету. Установка определяет выбор тех или иных впечатлений, событий, концентрацию на них психической энергии. Таким образом, внимание – специфическая человеческая психическая деятельность, которая служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения.
Проблема нарушения уровня развития внимания – одна из наиболее актуальных и сложных в детской психологии, так как находится в соподчинении с другими психическими процессами и всегда в выступает системе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика. Особого наполнения внимание не имеет, оно находится внутри других процессов. Его сущность заключается в направленности, которая определяет анализ информации, предполагающую произвольный и непроизвольный выбор объектов и более детальную обработку, отражающуюся в сознании. Смысл также заключается в полной или частичной наравленности субъекта на объекте.
Игра- является важным методом развития внимания. Коррекционные игры – это полный разработанный комплекс игр и упражнений для развития внимания, как определенный психический процесс, но не являющийся отдельным от других психических процессов. Именно через игру ребенок получает радость от общения, удовольствие от соревновательного процесса со сверстниками или взрослыми, тем самым идет непосредственное развитие у ребенка всех процессов: память, внимание, речь, воображение…
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что внимание влияет на эмоциональное, психическое, физическое, умственное развитие и благополучие ребенка. Поэтому очень важно осуществлять контроль, за сохранением психоэмоционального состояния ребенка. Кроме того, проблема диагностики, развития и коррекции внимания в старшем дошкольном возрасте занимает важное место, потому что внимание крайне необходимо ребенку, как в школьной, так и во взрослой жизни в целом. Анализируя научные труды известных педагогов, психологов, мы с уверенностью можем сказать, что способность ребенка контролировать и управлять своим вниманием определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств, которые ему необходимы будут на протяжении всей жизни.
Мы считаем, что педагоги, родители должны постоянно контролировать уровень развития внимания у ребенка. Если внимание не развито: ребенок часто отвлекается на посторонние предметы, долго не может сосредоточиться на происходящем вокруг событии, необходимо обратиться за помощью к психологам, использовать различные игры для коррекции и развития внимания.
Объект исследования: развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игрa как oдин из методов развитие внимания у старших дошкольников.
Цель исследования разработка серий мероприятий по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) теоретический анализ специально психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) экспериментальное изучение проблем в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста и причины их проявления.
3) проверка эффективности мероприятий по развитию внимания у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: есть возможность предположить, что произойдут качественные изменения в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста, если систематически, целенаправленно и планомерно использовать дидактические игры с детьми и родителями. При этом важно учитывать: положительное эмоциональное отношение ребенка со сверстниками; желание самого ребенка; обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о проблеме внимания и причинах их возникновения. Исследования помогут найти наиболее оптимальные пути преодоления проблем развития уровня внимания у детей.
Практическая значимость работы: результаты проведенного исследования указывают на эффективность разработанной игровой методики, связанной с проблемой внимания у дошкольников. Это дает возможность предполагать, что ее можно использовать на практике в работе психолога и педагога дошкольных образовательных учреждений.
Структура исследования: дипломная работа подготовлена на 60 листах печатного текста, состоит из введения, трех глав, вмещающих 8 параграфов, вывода по третьей главе, заключение, списка литературы, которые включают в себя 40 научных источников. Работа иллюстрирована 3 диаграммами и 13 таблицами.

Литература

  1. Абдулаева, Е. А. Смирнова Е. О. Организация игровой деятельности. Учебное пособие./ Е.А. Абдулаева, Е.О.Смирнова.-Москва: Феникс 2016.-334 с.
  2. Алиева  Э. Ф. Истории карапушек. Сборник сказочных историй. Практикум для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек. Как жить в мире с собой и другими?» / Э.Ф. Алиева, О.Р. Родионова. — Москва: Национальное образование, 2015. — 87 c.
  3. Ананьева, Т. В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий / Т.В. Ананьева. — Москва: Детство-Пресс, 2014. — 91 c.
  4. Берлова, А. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 1 /
  5. А. Берлова, Я. Яхина. — Москва: Вентана-Граф, 2008. – 91 c.
  6. Берлова, А. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 2 / А.Берлова, Я. Яхина. — Москва: Вентана-Граф, 2008. — 79 c.
  7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб./ А.К.Бондаренко.-Москва: Просвещение, 1991.-159с.
  8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. -Москва: Просвещение, 2009.-1222 с.
  9. Вайнштейн, Л.Д.Общая психология./ Л.Д. Вайнштейн,В.А.Поликарпов, И.А.Фурманов. — Москва: Современная школа, 2009.-511 с.
  10. Веракса,Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.- Москва: Мозаика-Синтез, 2015.-359 с.
  11. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. — Москва.: Детство-Пресс, 2011. — 35 c.
  12. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О.А. Воронкевич. — Москва: Детство-Пресс, 2011. — 35 c.
  13. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста./Ред.Г.Н. Година, Э.Г. Пилюгина. — Москва: Просвещение, 1987. — 160 c.
  14. Выготский, Л.С.  Вопросы детской психологии./ Л.С. Выготский.- Москва: Юрайт , 2018. -200 с.
  15. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста./Л.С. Выготский. — Москва: Просвещение, 2001.- 231с.
  16. Гарнышева, Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. / Т.П. Гарнышева. — Москва: Детство-Пресс, 2013. — 53 c.
  17. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации./Н.Ф.Губанова. -Москва: Мозаика-Синтез, 2008.-231 с.
  18. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра — средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. — Москва: Сфера, 2017. — 281 c.
  19. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия./В.В. Давыдов.-Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993.-1099 с.
  20. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. — Москва: Центр педагогического образования, 2017. — 124 c.
  21. Ежкова, Н. С. Диагностика Ценностных Ориентаций Детей Старшего Дошкольного Возраста / Н.С.Ежкова. — Москва: Гостехиздат,2013 — 135 c.
  22. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. -Москва: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 132 с.
  23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования./ С.А.Козлова.,Т.А.Куликова.- Москва: Издательский центр «Академия», 2014.-513 с.
  24. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебн. Пособие./ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. –Москва: Академический проект,2018г.-541 с.
  25. Максаков,А.И. Учите,играя. /А.И.Максаков,Г.А.Тумакова. Москва: Мозаика-Синтез, 2006.-234 с.
  26. Менджерицкая,Д.В. Воспитателю о детской игре. /Д.В. Менджерицкая. — Москва: Просвещение, 1988.-345 с.
  27. Микляева, Н.В. Игра как ведущая деятельность дошкольников./Н.В. Микляева. — Москва: АРКТИ,2016.-321 с.
  28. Михайленко,Н.Я.Как играть с ребенком./Н.Я.Михайленко,
  29. Н.А. Короткова.-Москва: Линка- Пресс,2015.-257 с.
  30. Мещеряков,Б.Г. Психологический словарь./Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — Москва: Педагогика-пресс, 2009-732 с.
  31. Недоспасова,В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей./В.А. Недоспасова. — Москва: Просвещение, 2004.-89 с.
  32. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров./Л.Ф. Обухова. — Москва: Юрайт-Издат, 2013.-358 с.
  33. Романович, О. А. Дидактические игры для дошкольника. «Я в детском саду». Игры-занятия для сопровож. 3-5 лет. ФГОС ДО. /О.А.Романович, Н.Ф. Стефанова., Т.В.Селищева. — Москва: Учитель,2017.-23 с.
  34. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. — Москва: Учитель, 2018. — 213 c.
  35.  Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./С.Л.Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.-644 с.
  36. Савченко,В.И.Культурные практики по ознакомлению дошкольников с живописью. Старший дошкольный возраст (5-7 лет)./В.И.Савченко.- Москва: Детство –Пресс, 2018.-31 с.
  37. Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников / Н.М. Сертакова. — Москва: Детство-Пресс, 2009. — 45 c.
  38. Симонова,Л.П. Дидактические игры как элемент воспитательного образования /Л.П.Симонова./ Дополнительное образование.-2004.- №1.
  39. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для ВУЗов./Е.О. Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер,2017.-435 с.
  40. Сомкова, О. Н. Диагностическая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста / О.Н. Сомкова, З.В. Бадакова, Н.А. Сорока. — Москва: Детство-Пресс, 2013. — 36 c.
  41. Урунтаева,Г.А. Детская пстхология: учебное пособие для студ. учреждений сред.проф./Г.А.Урунтаева.–Москва: Академия, 2013.-432 с.
  42. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. — 2-е изд., стер./Д.Б. Эльконин. — Москва: Издательский центр «Академия», 2011.- 253 с.

Задать вопрос