ДИПЛОМНАЯ РАБОТА. ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. 16179

Описание

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты изучения лирических произведений в начальных классах

1.1. Изучение лирических произведений в начальных классах

1.2. Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими стихотворениями

1.3. Владение младшими школьниками знаниями и умениями, необходимыми при работе над лирическими стихотворениями

2. Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования по обучению лирическим произведениям в начальных классах

2.1. Возможности материала школьных учебников по литературному чтению УМК для обучения младших школьников лирических стихотворений

2.2. Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования по обучению первоклассников выразительному чтению лирических стихотворений

Заключение

Список литературы

Приложения

65 стр.

Фрагмент

Введение

Главной целью современной школы является планомерное и целенаправленное формирование всесторонне развитой личности. Немаловажное значение в этом имеет курс литературного чтения, который должен решать следующие задачи:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.

— развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус, обеспечивать развитие речи школьников, активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания;

— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире, природе.

Таким образом, методическая система работы над художественными произведениями должна предусматривать не только выработку технических навыков чтения и ставить перед чтением познавательные задачи, но и способствовать эстетическому восприятию детьми читаемых литературных произведений.

Отсутствие целенаправленной работы по формированию литературного вкуса приводит к тому, что довольно большое количество взрослых, окончивших среднюю школу, не обладает умением эстетически воспринимать художественную литературу .

Среди произведений всех литературных жанров особое место занимают поэтические произведения, поскольку работа с ними вызывает значительные затруднения у учащихся начальных классов. На эту проблему обращают внимание многие исследователи, такие как Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская , Л.К.Нефедова , А.И.Шпунтов , Е.А.Швайкина , Т.В. Волченко.

Но все же изучение поэтических произведений в начальной школе необходимо. Интерес к поэзии -это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. В настоящей поэзии аккумулированы добро, красота, правда. Она передает впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни.

А в период младшего школьного возраста, когда интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость, совершенствующиеся мышление и речь нуждаются в ярком, лаконичном, образном слове. Такое слово можно найти в поэтическом произведении. Поэтому формированию интереса к поэзии должно уделяться особое внимание именно в начальной школе. Тем более, что как уже отмечалось, изучение поэтического произведения представляет определенные трудности. Проблема восприятия и понимания поэтических произведений младшими школьниками объясняется прежде всего специфическими особенностями поэзии как особого рода художественной литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора .

Для полноценного восприятия и понимания поэтического произведения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для младших школьников, потому что их эмоциональная сфера развита недостаточно для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать читаемому . Учителю зачастую неизвестно, какой характер имеет процесс осмысления прочитанного произведения детьми, как они представляют себе его содержание. Нередко учащиеся, читая стихи, воспринимают изображенное неточно и даже неверно. Поэтому задачей учителя является развитие способностей младших школьников, связанных с художественной пецепцией.

Педагог должен найти методы и приемы работы, способствующие полноценному изучению поэтических произведений в начальных классах.

Ее актуальность обусловлена тем, что исследователи, обращаясь к вопросу об изучении художественных произведений в начальной школе (Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче-ол, М.С.Соловейчик, М.И.Оморохова, Л.В.Занков и др.), зачастую не выделяют изучение поэтических произведений как особое направление в методике преподавания литературного чтения, имеющее свою специфику.

Поэтому проблема восприятия художественных произведений, и в частности поэтического произведения, рассматриваемая в нашем исследовании, является актуальной.

Все это позволило сформулировать тему нашего исследования: «Изучение поэтических произведений в начальной школе».

Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс, способствующий восприятию поэтических произведений младшими школьниками на уроках литературного чтения.

Предметом исследования при этом является восприятие поэтических произведений младшими школьниками.

Цель исследования заключается в рассмотрении проблемы, определении методов и приемов работы с поэтическими произведениями, способствующими развитию восприятия младшими школьниками.

Достичь поставленной цели можно путем решения следующих задач:

— изучить теоретические аспекты изучения лирических произведений в начальных классах;

— рассмотреть лирические произведения в начальных классах;

— исследовать возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими стихотворениями;

— рассмотреть владение младшими школьниками знаниями и умениями, необходимыми при работе над лирическими стихотворениями.

Методы исследования: аналитический, методологический,  научный, изучение научной литературы и статей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Литература

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. — М.: Баласс, 2018.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. В океане света. — М.: Баласс, 2018.
  3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. — М.: Педагогика, 2017.
  4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2016.
  5. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа. — 2015. — №11. — С.19-25.
  6. Джежелей О.В. Чтение и литература. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов. — М.: Дрофа, 2016.
  7. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 классов. — М.: Вентана-Граф, 2016.
  8. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. — М.: Вентана-Граф, 2016.
  9. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению — М., 2014.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. — М.: Логос, 2017.
  11. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. — М., 2015.
  12. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа. — 2016. — №3. — С.67-68.
  13. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения // Начальная школа. — 2017. — №11. — С.6-13.
  14. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа. — 2017. — №9. — С.26-31.
  15. Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебники: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. — М.: Ассоциация XXI век, 2017.
  16. Кудина Г.Н. и др. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 классов. — М.: Оникс XXI век, 2017.
  17. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 2001.
  18. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. — С-Пб.: Специальная литература, 2017.
  19. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. — М.: Книга, 2016.
  20. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2016. — 288 с.
  21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 — 4) в двух частях. — М.: Просвещение, 2016.
  22. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С-Пб.: Питер, 2017.
  23. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. — М.: Просвещение, 2015.
  24. Романовская З.Н. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. — М., 2016.
  25. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. — М., 2016.
  26. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно // Начальная школа. — 2015. — №10. — С.20-24
  27. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению // Начальная школа. — 2016. — №1. — С.20-26.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 1840

Задать вопрос

Задать вопрос