Фрагмент
Введение
Актуальность исследования. Вопросы, связанные с социальной защитой инвалидов в современном обществе, где множество людей по тем или иным причинам являются инвалидами, являются одними из самых острых и важных, так как численность инвалидов не уменьшается, а, наоборот, ежегодно растет[1]. Так, согласно данным ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» по состоянию на 01.04.2023 г. в России проживает 10’215’257 инвалидов, из которых I группу инвалидности имеют 1’151’321 человек, II группу инвалидности – 4’477’309 человек, III группу инвалидности – 4’448’379 человек[2].
В настоящее время проблема инвалидности является не только сугубо медицинской проблемой отдельно взятого человека, но и социальной проблемой всего общества, которое должно устранить различные барьеры, с которыми сталкивается рассматриваемая нами категория граждан[3].
Несмотря на предпринимаемые в настоящее время в отношении социальной политики инвалидов государством шаги и изменение в этой связи жизни людей с ограниченными возможностями изменилась в лучшую сторону, нельзя отрицать тот факт, что инвалиды всё еще постоянно сталкиваются с различными социальными правовыми барьерами, которые неизбежно влияют на их роль и место в современном обществе.
Таким образом, несмотря на отдельно предпринимаемые меры, говорить о комфортном существовании таких людей в современной России и высоком уровне их социальной защищенности не представляется возможным.
Главная и, пожалуй, самая актуальная социальная проблема в настоящее время – это трудоустройство инвалидов. Несмотря на существование определенных стереотипов и предубеждений о том, что «инвалиды — это люди, которые не могут и не желают работать, многие из них стремятся к трудовой деятельности и независимости»[4]. Более того, лица с ограниченными возможностями — это значимая группа населения, способная осуществлять социально полезную работу и тем самым вносить свой вклад в социально-экономическое развитие государства.
Между тем, в современном обществе существуют многочисленные препятствия, которые затрудняют их трудоустройство и полноценную реализацию их трудовых прав. Такие препятствия заключаются в пониженном профессиональном статусе инвалидов, их дискриминации и отсутствии экономических стимулов. Во многом это обусловлено несовершенством действующего законодательства, а также проблемами в сфере управления занятостью инвалидов.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
Целью исследования является анализ управления занятостью инвалидов в регионе.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
— определить понятие «инвалид» и охарактеризовать основания определения группы инвалидности;
— рассмотреть правовые основы управления сферой труда и занятости инвалидов;
— дать характеристику Комитета по труду и занятости населения Санкт‑Петербурга как исполнительного органа, управляющего занятостью инвалидов в регионе;
— проанализировать занятость и управление занятостью инвалидов в Санкт-Петербурге;
— выявить проблемы управления занятостью инвалидов в Санкт-Петербурге;
— сформулировать основные направления по совершенствованию действующего законодательства в сфере защиты и реализации трудовых прав инвалидов и решению проблем управления занятостью инвалидов в Санкт-Петербурге.
Объектом исследования выступает деятельность Комитета по труду и занятости населения Санкт‑Петербурга как исполнительного органа, управляющего занятостью инвалидов в регионе.
Предметом исследования являются особенности управления занятостью инвалидов в Колпинском районе г. Санкт-Петербурга.
Настоящее исследование выполнено с помощью следующих методов исследования:
— общенаучных методов, а именно методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного, системного и исторического методов;
— частнонаучных методов, в том числе с помощью формально-юридического и сравнительно-правового методов;
— специальных методов, а именно метода экспертных оценок и документального методов, а также эвристических и аксиологических методов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что автором был проведен комплексный анализ теоретико-правовых основ управления занятостью инвалидов, а также дана оценка управления занятостью инвалидов в городе Санкт-Петербурге. Особое внимание в работе было уделено выявлению и анализу проблем и основных направлений совершенствования действующего законодательства в сфере защиты и реализации трудовых прав инвалидов и решения проблем управления занятостью инвалидов в Санкт-Петербурге.
Сформулированные по итогам исследования выводы и результаты могут быть использованы субъектами права законодательной инициативы для совершенствования действующего законодательства, в деятельности региональных органов исполнительной власти, управляющих занятостью инвалидов, а также в рамках преподавания исследованных нами вопросов в высших, средне-специальных и средних учебных заведениях.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Глава 1. Теоретико-правовые основы управления занятостью инвалидов
1.1 Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности
Такое понятие как «инвалид» в настоящее время закреплено в ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[5] (далее – Закон № 181-ФЗ), в соответствии с которым к инвалидам относят лиц, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость их социальной защиты.
Иными словами, инвалиды – это граждане, состояние здоровья которых не позволяет заниматься полноценной трудовой деятельностью, а, следовательно, и получать доход, который мог бы обеспечивать удовлетворение всех потребностей[6].
Вместе с тем, в настоящее время ведется дискуссия об изменении термина «инвалид» в связи с применением правозащитной модели инвалидности, обозначенной Комитетом ООН о правах инвалидов и присоединением Российской Федерации к Конвенции ООН о правах инвалидов. Исходя из этого, ученые предлагают понятие «инвалид», закрепленное в российском законодательстве, сформулировать следующим образом: «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности, которое при взаимодействии с различными барьерами может мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими и вызывающее необходимость социальной, в том числе и правовой, защиты»[7].
С нашей точки зрения, в этом нет особой необходимости. Поэтому в рамках настоящего исследования мы будем оперировать термином, закрепленным в действующем законодательстве.
Лицо признается инвалидом при наличии условий, в соответствии с порядком и правилами, закрепленным в действующем законодательстве, а именно в Законе № 181-ФЗ и Постановлении Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом»[8], утвердившего соответствующие правила (далее – Правила).
Как следует из ст. ст. 7, 8 Закона № 181-ФЗ и п. п. 1, 2 Правил, для установления тому или иному лицу инвалидности необходимо прохождение медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) в соответствующем бюро. При этом, закрепленные в действующем законодательстве правила установления инвалидности являются одинаковыми для всех лиц и не зависят от того, какие именно физиологические показатели являются основанием ограниченных возможностей обратившегося лица. Между тем, п. 17 Правил закрепляет особенности, учитывая которые в ускоренном порядке на МСЭ направляются граждане, признанные нуждающимися в оказании паллиативной медицинской помощи. Кроме того, важно учитывать, что особенности МСЭ в настоящее время также предусмотрены в отношении граждан, проживающих на недавно присоединенных к России территорий[9].
Алгоритм действий при этом в общем виде может выглядеть следующим образом:
1) обращение в медицинскую организацию для получения направления на МСЭ. Для принятия соответствующего решения в медицинской организации создается врачебная комиссия, которая проводит необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Важно отметить, что с 01.02.2023 г. предусмотрена возможность направления такого согласия в форме электронного документа через личный кабинет на Едином портале госуслуг;
2) получение уведомления о проведении экспертизы и согласование формы, даты и времени ее проведения;
3) прохождение МСЭ. Пункты 5, 6 Правил называют в качестве обязательных следующие условия для признания лица инвалидом:
— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
— ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;
— необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
4) получение соответствующих документов — справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации и абилитации (далее – ИПРА). Важно подчеркнуть, что справка[10], подтверждающая факт установления инвалидности, может быть выдана на руки или направлена заказным почтовым отправлением. При этом, формирование ИПРА, начиная с 01.01.2021 г. осуществляется только в электронном виде, хотя и до 01.07.2022 г. оформление ее бумажного аналога также было предусмотрено.
Следует сказать, что установление группы инвалидности зависит от стойкости выражения расстройств, которые и стали причиной признания лица инвалидом.
Так, например, совершеннолетнему лицу устанавливается инвалидность в случае нарушения его здоровья со II — IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма (на 40 — 100%) вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов, если в результате этого одна из основных категорий его жизнедеятельности (например, способность к самообслуживанию) получила ограничения 2-й или 3-й степени либо две и более таких категорий получили ограничения 1-й степени[11]. При наличии нескольких стойких нарушений функций организма отдельно устанавливается степень выраженности каждого из них в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение. Затем определяется наличие или отсутствие влияния на него всех других имеющихся стойких нарушений. При наличии такого влияния суммарная оценка степени нарушения может быть выше максимально выраженного нарушения не более чем на 10%.
После установления инвалидности определяется группа инвалидности. При этом:
— I группа устанавливается при стойких значительно выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 90 до 100% (IV степень выраженности стойких нарушений);
— II группа — при стойких выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 70 до 80% (III степень выраженности стойких нарушений);
— III группа — при стойких умеренных нарушениях функций организма в диапазоне от 40 до 60% (II степень выраженности стойких нарушений).
По общему правилу, установленному в п. 9 Правил, группа инвалидности устанавливается на срок:
— два года — для инвалидов I группы;
— один год — для инвалидов II и III группы.
Согласно п. 9, аюз. 2, 3, 5 п. 13 Правил, без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается при наличии соответствующих заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма:
— при первичном признании инвалидом (например, при хронической болезни почек 5-й стадии при наличии противопоказаний к трансплантации почки);
— не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (например, при тяжелом общем состоянии после паллиативного лечения злокачественного новообразования);
— не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом при выявлении невозможности устранения или уменьшения в ходе реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности.
Также возможно установление инвалидности без указания срока переосвидетельствования при первичном признании гражданина инвалидом при наличии соответствующих заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, если до МСЭ он безрезультатно прошел необходимое лечение.
Таким образом, группа инвалидности устанавливается в зависимости от степени выраженности стойких нарушений функций организма в результате заболеваний, последствий травм или дефектов. По общему правилу I группа инвалидности устанавливается на два года, II и III группа — на год. В отдельных случаях инвалидность может устанавливаться без указания срока переосвидетельствования.
1.2 Правовые основы управления сферой труда и занятости инвалидов
Россия на конституционном уровне провозглашена социальным государством, создающим условия для того, чтобы люди нормально жили, и предоставляющим социальные гарантии лицам, которые нуждаются в помощи[12]. Такие социальные гарантии заключается в том, что государство охраняет труд, оказывает бесплатную медицинскую помощь, создает и расширяет социальные службы, выплачивает пенсии, пособия, а также материальную помощь в установленных действующим законодательством РФ случаях[13].
Инвалиды относятся к числу лиц, остро нуждающихся в социальном обеспечении и социальной защите. В соответствии с Законом № 181-ФЗ закрепляет отдельные направления социальной защиты инвалидов, среди которых следует выделить поддержку общественных объединений, создаваемых инвалидами; их реабилитацию и абилитацию; индивидуальную мобильность; обеспечение жилыми помещениями, доступными объектами, образованием, бесплатным санаторно-курортным лечением, льготным налогообложением и лекарствами.
Таким образом, в настоящее время в России создана система социального обеспечения лиц с ограниченными возможностями.
Особым направлением социальной защиты инвалидов, гарантируемой государством, является сфера труда и занятости…