Дипломная работа. Проблемы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности. 18828- 2

Описание

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы правового регулирования цен

1.1  Общая характеристика правового регулирования цен

1.2 Порядок установления регулируемых цен и контроль за ними

Глава 2. Источники правового регулирования цен

2.1 Законодательные основы ценового регулирования

2.2 Подзаконные нормативные правовые акты и их место в системе ценового регулирования

Глава 3. Проблемы и перспективы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности

3.1 Проблемные вопросы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности

3.2 Перспективы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

72 стр.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному решению.

Фрагмент

Введение

 

Актуальность темы настоящего исследования заключается в обеспечении государством полноценного функционирования экономической системы политически организованного общества. Регулирование национальной экономики осуществляется каждым государством по-разному с разным уровнем вмешательства. Такое регулирование должно осуществляться в надлежащей правовой форме и с обязательным соблюдением баланса публично-правовых и частноправовых принципов регулирования.

Цена является денежным выражением стоимости товара. В современных условиях рыночных отношений цена является важным источником информации для производителей. Она играет роль ориентира, направляющего действия производителей. Также цена является стимулятором, участвующим в распределении доходов, выполняя измерительные и учётные функции.

Обзор истории правового регулирования предпринимательской деятельности позволяет говорить о том, что на всех этапах его развития решение вопросов ценообразования было значимым аспектом. Порядок определения цен на товары, работы и услуги, вне зависимости от сферы предпринимательской деятельности, урегулирован законодательством о ценообразовании, что на сегодня состоит из многочисленного количества нормативно-правовых актов. Негативные последствия в правовом регулировании ценообразования обусловливаются в связи с недостаточной чёткостью и противоречивостью законодательных требований, внушительным объёмом подзаконного нормативно-правового регулирования, непринятием во внимание объективных потребностей практики, обусловливаемых в т. ч. резким изменением социальных и экономических показателей.

Главной причиной этому выступает недостаточность научных наработок по вопросам правового регулирования ценообразования в хозяйственной деятельности, которые могли бы выступать в качестве основы для дальнейшего усовершенствования законодательного регулирования отношений в этой сфере.

Научная проработанность темы. Правовое регулирование цен  в  РФ не являлась предметом отдельных научных исследований и не получило всестороннего рассмотрения в правовой науке. Исследованию подвергались административно-правовое регулирование экономических отношений в  РФ на примере топливно-энергетического комплекса, ценовое регулирование хозяйственной деятельности, административно-правовое регулирование в электроэнергетическом секторе экономики Российской Федерации, административно-правового регулирования естественных топливно-энергетических монополий (М.Ю. Аврутин, И.Л. Демидов, Я.Н. Чапурных). Так или иначе, разным проблемным аспектам организации управления посвящены монографические работы, комментарии к действующим законам, научные статьи теоретиков права (С.А. Комаров, С.С. Алексеев); представителей административно-правовой науки (С.Н. Братановский, Д.Н. Бахрах, И.А. Полянский, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, и др.); представителей конституционного и муниципального права (С.А. Авакьян, Г.Н. Комкова и др.); экономистов (А.П. Горина, В.В. Прудников, А. В. Яговкина).

Объектом исследования выступают отношения, связанные с формированием цен, их установлением и регулированием.

Предметом исследования выступает правовое регулирование ценообразования в хозяйственной практике.

Целью диссертации является комплексная характеристика правового регулирования ценообразования в предпринимательской деятельности.

Задачи исследования:

— охарактеризовать правовое регулирование цен;

— изучить порядок установления регулируемых цен и контроль за ними;

— исследовать законодательные основы в области ценового регулирования в России;

— исследовать подзаконные нормативно-правовые акты и их роль в системе государственного ценового регулирования;

— выявить проблемные вопросы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности;

— привести перспективы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности.

Нормативная база исследования. В работе используются нормативно-правовые акты РФ, регулирующие общественные отношения в сфере правового регулирования ценообразования в предпринимательской деятельности, официальные сайты органов государственной власти и местного самоуправления, учебники, монографии, публикации в периодических изданиях и т.д.

Теоретической основой работы являются научные труды по хозяйственному, гражданскому, административному праву, сравнительному правоведению, истории и теории государства и права. Предметом большинства публикаций по вопросам регулирования цен и ценообразования являются наработки Жариковой К.К., Караваевой И.В., Льва М.Ю. Филипповой Ю.А.

Эмпирическую базу исследования составляют аналитические и статистические материалы, справочная литература, доклады.

Методологической основой научной работы стали общефилософские, общенаучные, специально-научные и собственные правовые методы. Так, диалектический метод позволил обосновать закономерный характер развития правового регулирования в сфере ценообразования, проследить современные тенденции в его осуществлении, как на отечественном, так и на общемировом уровнях. Герменевтический метод использован при изучении нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы ценообразования.

Практическая значимость исследования. Сформулированные в диссертации научные положения, выводы, практические предложения могут быть применены:

— в научно-исследовательской отрасли — для дальнейшего исследования проблем правового регулирования ценообразования в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

— в правотворческой деятельности как теоретический материал при разработке и принятии законов и других нормативно-правовых актов, определяющих основы реализации государственной политики в области ценообразования;

— в учебном процессе – при подготовке соответствующих разделов учебников, в преподавании учебных курсов, в научно-исследовательской работе студентов.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что в диссертации дана комплексная характеристика правового регулирования ценообразования в хозяйственной практике. В работе сформулированы и обоснованы научные положения, которые выносятся на защиту:

— определены правовые принципы ценообразования;

— доказано необходимость и сформулировано предложения по правовому регулированию цен и ценообразования в предпринимательской деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. В ст. 10 Закона № 135-ФЗ законодатель использует тот же механизм воздействия на цену на один и тот же товар без экономического или технологического обоснования, если иное не предусмотрено федеральным законом), как и в п. 2 ст. 426 ГК РФ(запрет устанавливать без экономического или технологического обоснования разные цены (тарифы) на один и тот же товар, если нет указаний в федеральном законе), что является проявлением двойственного характера.

Полагаем, что данное разногласие должно быть устранено законодательно.

2. Среди теоретиков не сформировано единообразного подхода в отношении их классификации. Следует уточнить принадлежность отдельных инструментов и методов регулирования цен к конкретной группе.

Апробация результатов исследования.

Структура  работы. Работа состоит из введения, 3 разделов, 6 подразделов, заключения, списка использованных источников.

Литература

Нормативные правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от от 28.06.2021) // Российская газета. — 1994. — 08 декабря.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1996. -№ 5. -Ст. 410.
  4. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N° 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998.- № 31.- Ст. 3824
  5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3434 // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  6. Законопроект № 942591-7 «О внесении изменений в ст. 8 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  7. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 02.07.2021) // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  8. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (ред. от 11.06.2021) // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  9. Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ред. от 19.07.2011)// [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  10. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 11.06.2021) // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  11. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования коммерческой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021) // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  12. Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и местном контроле в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021)// [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  13. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021) // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  14. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»» (ред. от 02.07.2021)// [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  15. Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 30.04.2016) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  16. Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от 22.05.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.09.2020 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (вместе с «Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета», «Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения»))» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  17. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 (ред. от 02.03.2021) «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (вместе с «Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)»)» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  18. Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 (ред. от 29.07.2020) «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФпо вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (вместе с «Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»)» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  19. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 27.12.2019) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  20. Постановление Правительства РФ от 15.10.2012 N 1043 (ред. от 04.02.2021) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  21. Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 851 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 688» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  22. Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  23. Постановление Правительства РФ от 14.12.2020 N 2094 (ред. от 27.03.2021) «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  24. Постановление Правительства РФ от 14.12.2020 г. № 2095 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов  РФ на осуществление компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  25. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 21.07.2021) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»)» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  26. Постановление Правительства РФ от 15.09.2015 N 979 (ред. от 31.10.2020) «О внесении изменений в постановление Правительства РФот 29 октября 2010 г. N 865 и об утверждении методики расчета предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  27. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  28. Приказ ФАС России от 13 мая 2019 г. № 583/19 «Об утверждении оптовых цен на газ, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ПАО “Газпром” и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанным в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  29. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 434 (ред. от 24.09.2020) «О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (вместе с «Положением о региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»)» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  30. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (ред. от 18.11.2020) «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  31. Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (ред. от 18.11.2020) «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  32. Приказ ФСТ России от 28.08.2014 N 210-э/1 (ред. от 11.04.2017) «Об утверждении Формул индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемых в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядка их применения, а также порядка установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных формулах» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  33. Приказ ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э (ред. от 25.06.2019) «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей» // [Официальный интернет-портал правовой информации] http://www.pravo.gov.ru (04.11.2021).
  34. Материалы заседания Государственной Думы 9 февраля 2021 г. «О причинах резкого роста цен на продовольственные товары и мерах, направленных на выполнение требований ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Государственная Дума. Стенограмма заседаний. — 2021. — № 339 (1887). — С. 16-45

 

Научная и учебная литература:

 

  1. Караваева И.В., Лев М.Ю. Справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: исторический аспект // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — Т. 9 — №»1. — С. 193-206.
  2. Кулистикова Т. Цены перевели на ручное управление. Правительство получило право устанавливать цены на продовольствие по своему усмотрению // Агроинвестор. — 2021. — № 2. – С. 46.
  3. Перцева Е. Ростом вышли: о государственном контроле за ситуацией на продовольственном рынке // Известия. – 2021. – 1 февраля. – С. 1
  4. Филиппова Ю.А., Жарикова К.К. Региональные особенности формирования потребительской корзины // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. — 2020. — №5(34). — С.108-112.

 

Интернет-ресурсы:

 

  1. Ариевич П. Обзор изменений в законодательстве в сфере фармацевтики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.dlapiper.com/ru/russia/insights/publications/2020/11/pharmaceutical-sector-update—november-2020/(дата обращения: 15.03.2021)
  2. База данных маркетингового агентства DSM Group [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://dsmviewer.ru/. (дата обращения: 15.03.2021)
  3. Васильев Д. Регуляторные соглашения — революция в сфере электроэнергетики // ФАС России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/28326 (дата обращения: 03.02.2021)
  4. Ениколопов Р. Война с ценами: как российские власти пытаются сломать рынок [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/421243-voyna-s-cenami-kak-rossiyskie-vlasti-pytayutsya-slomat-rynok (дата обращения: 03.02.2021)
  5. К контролю цен на продукты подключилась Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.9111.ru/questions/ 7777777771186632/ (дата обращения 10.02.2021)
  6. Мусина А. Россия: как и зачем экономика возвращается во времена СССР [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://russian.eurasianet.org/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-% D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0% D1% 87%D0%B5%D0%BC-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0% BE%D0 %BC%D0 %B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0 %B7%D0%B2%D1 %80%D0%B0%D1%89%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0% B2 %D0%BE-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80(дата обращения: 04.02.2021)
  7. Обратный эффект. К чему может привести контроль за ценами на продукты. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://life.ru/p/1364798 (дата обращения 10.02.2021)
  8. Материалы рабочей встречи Президента РФ В.В. Путина с Министром экономического развития  РФ М.Г. Решетниковым 4 февраля 2021 г. «О ситуации на рынке продовольственных товаров» // Официальный сайт Президента  РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 04.02.2021)
  9. О сохранении рыночных механизмов в торговле продовольственными товарами. Д.В. Мантуров провел совещание с представителями торговых сетей России // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, 3 февраля 2021 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения: 04.02.2021)

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 1900

Задать вопрос

Задать вопрос