Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования цен
1.1 Общая характеристика правового регулирования цен
1.2 Порядок установления регулируемых цен и контроль за ними
Глава 2. Источники правового регулирования цен
2.1 Законодательные основы ценового регулирования
2.2 Подзаконные нормативные правовые акты и их место в системе ценового регулирования
Глава 3. Проблемы и перспективы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности
3.1 Проблемные вопросы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности
3.2 Перспективы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованных источников
72 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному решению.
Фрагмент
Введение
Актуальность темы настоящего исследования заключается в обеспечении государством полноценного функционирования экономической системы политически организованного общества. Регулирование национальной экономики осуществляется каждым государством по-разному с разным уровнем вмешательства. Такое регулирование должно осуществляться в надлежащей правовой форме и с обязательным соблюдением баланса публично-правовых и частноправовых принципов регулирования.
Цена является денежным выражением стоимости товара. В современных условиях рыночных отношений цена является важным источником информации для производителей. Она играет роль ориентира, направляющего действия производителей. Также цена является стимулятором, участвующим в распределении доходов, выполняя измерительные и учётные функции.
Обзор истории правового регулирования предпринимательской деятельности позволяет говорить о том, что на всех этапах его развития решение вопросов ценообразования было значимым аспектом. Порядок определения цен на товары, работы и услуги, вне зависимости от сферы предпринимательской деятельности, урегулирован законодательством о ценообразовании, что на сегодня состоит из многочисленного количества нормативно-правовых актов. Негативные последствия в правовом регулировании ценообразования обусловливаются в связи с недостаточной чёткостью и противоречивостью законодательных требований, внушительным объёмом подзаконного нормативно-правового регулирования, непринятием во внимание объективных потребностей практики, обусловливаемых в т. ч. резким изменением социальных и экономических показателей.
Главной причиной этому выступает недостаточность научных наработок по вопросам правового регулирования ценообразования в хозяйственной деятельности, которые могли бы выступать в качестве основы для дальнейшего усовершенствования законодательного регулирования отношений в этой сфере.
Научная проработанность темы. Правовое регулирование цен в РФ не являлась предметом отдельных научных исследований и не получило всестороннего рассмотрения в правовой науке. Исследованию подвергались административно-правовое регулирование экономических отношений в РФ на примере топливно-энергетического комплекса, ценовое регулирование хозяйственной деятельности, административно-правовое регулирование в электроэнергетическом секторе экономики Российской Федерации, административно-правового регулирования естественных топливно-энергетических монополий (М.Ю. Аврутин, И.Л. Демидов, Я.Н. Чапурных). Так или иначе, разным проблемным аспектам организации управления посвящены монографические работы, комментарии к действующим законам, научные статьи теоретиков права (С.А. Комаров, С.С. Алексеев); представителей административно-правовой науки (С.Н. Братановский, Д.Н. Бахрах, И.А. Полянский, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, и др.); представителей конституционного и муниципального права (С.А. Авакьян, Г.Н. Комкова и др.); экономистов (А.П. Горина, В.В. Прудников, А. В. Яговкина).
Объектом исследования выступают отношения, связанные с формированием цен, их установлением и регулированием.
Предметом исследования выступает правовое регулирование ценообразования в хозяйственной практике.
Целью диссертации является комплексная характеристика правового регулирования ценообразования в предпринимательской деятельности.
Задачи исследования:
— охарактеризовать правовое регулирование цен;
— изучить порядок установления регулируемых цен и контроль за ними;
— исследовать законодательные основы в области ценового регулирования в России;
— исследовать подзаконные нормативно-правовые акты и их роль в системе государственного ценового регулирования;
— выявить проблемные вопросы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности;
— привести перспективы правового регулирования цен и ценообразования в предпринимательской деятельности.
Нормативная база исследования. В работе используются нормативно-правовые акты РФ, регулирующие общественные отношения в сфере правового регулирования ценообразования в предпринимательской деятельности, официальные сайты органов государственной власти и местного самоуправления, учебники, монографии, публикации в периодических изданиях и т.д.
Теоретической основой работы являются научные труды по хозяйственному, гражданскому, административному праву, сравнительному правоведению, истории и теории государства и права. Предметом большинства публикаций по вопросам регулирования цен и ценообразования являются наработки Жариковой К.К., Караваевой И.В., Льва М.Ю. Филипповой Ю.А.
Эмпирическую базу исследования составляют аналитические и статистические материалы, справочная литература, доклады.
Методологической основой научной работы стали общефилософские, общенаучные, специально-научные и собственные правовые методы. Так, диалектический метод позволил обосновать закономерный характер развития правового регулирования в сфере ценообразования, проследить современные тенденции в его осуществлении, как на отечественном, так и на общемировом уровнях. Герменевтический метод использован при изучении нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы ценообразования.
Практическая значимость исследования. Сформулированные в диссертации научные положения, выводы, практические предложения могут быть применены:
— в научно-исследовательской отрасли — для дальнейшего исследования проблем правового регулирования ценообразования в процессе осуществления хозяйственной деятельности;
— в правотворческой деятельности как теоретический материал при разработке и принятии законов и других нормативно-правовых актов, определяющих основы реализации государственной политики в области ценообразования;
— в учебном процессе – при подготовке соответствующих разделов учебников, в преподавании учебных курсов, в научно-исследовательской работе студентов.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что в диссертации дана комплексная характеристика правового регулирования ценообразования в хозяйственной практике. В работе сформулированы и обоснованы научные положения, которые выносятся на защиту:
— определены правовые принципы ценообразования;
— доказано необходимость и сформулировано предложения по правовому регулированию цен и ценообразования в предпринимательской деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ст. 10 Закона № 135-ФЗ законодатель использует тот же механизм воздействия на цену на один и тот же товар без экономического или технологического обоснования, если иное не предусмотрено федеральным законом), как и в п. 2 ст. 426 ГК РФ(запрет устанавливать без экономического или технологического обоснования разные цены (тарифы) на один и тот же товар, если нет указаний в федеральном законе), что является проявлением двойственного характера.
Полагаем, что данное разногласие должно быть устранено законодательно.
2. Среди теоретиков не сформировано единообразного подхода в отношении их классификации. Следует уточнить принадлежность отдельных инструментов и методов регулирования цен к конкретной группе.
Апробация результатов исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 разделов, 6 подразделов, заключения, списка использованных источников.