Дипломная работа. Приёмы рефлексии как средство развития регулятивного УУД «оценка» у младшего школьника. 20759

Описание

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития регулярных УУД у младших школьников в урочной деятельности

1.1 Понятие «универсальные учебные действия» и их виды

1.2 Особенности развития регулятивного УУД «оценка» у младших школьников

1.3 Особенности организации рефлексии на уроках в начальной школе

Выводы по первой главе

Глава 2. Определение уровня развития регулятивного УУД «оценка»

2.1 Диагностика регулятивного УУД «оценка»

2.2 Анализ результатов диагностики регулятивного УУД «оценка»

3. Организация примеров рефлексии на уроках и анализ результатов

3.1 Организация работы по развитию регулятивного УУД «оценка» младших школьников через применение приемов рефлексии

Выводы по второй главе

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 

59 стр.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Введение

 

Перед школой критически встала и в настоящее время остаётся важным вопрос самостоятельного и эффективного усвоения учениками новых знаний, умений и компетенций, в том числе и умение, учиться. Крупные возможности для решения этого вопроса даёт освоение универсальных учебных действий.

Во все времена школа являлась важнейшим фактором развития страны и формирования будущего поколения. Все внимание педагогов в настоящее время сконцентрирована на таких качествах, как инициативность, креативность, самостоятельность, самооценка, все вышеперечисленные качества и составляют регулятивные универсальные учебные действия.

Итак, регулятивные универсальные действия приобретают особое социально-педагогическое значение.

На данный момент времени с помощью педагога регулятивные универсальные учебные действия младших школьников-развиваются так: обсуждение учащимися готового плана решения учебной задачи, работа с деформированным планом решения учебной задачи, учащиеся учатся прогнозировать результаты своей деятельности, выбирая различные способы выполнения одного и того же задания, сличение результата деятельности с образцом, эталоном на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности; выполнении действий по общей инструкции, алгоритму, проводят рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности и рефлексия содержания учебного материала, что в совокупности даёт положительную динамику учения.

Основной задачей начальной школы является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия.

Особый интерес для нас представляет оценочные действия, так как без них невозможно выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней; причин неудачи, отношение к успеху и к неудаче.

Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем. Любая жизненная ситуация, действие с предметом, так или иначе, формирует у учащихся различные УУД, в том числе и самостоятельную контрольно-оценочную деятельность.

Объект исследования: процесс развития регулятивного УУД «оценка» у младшего школьника.

Предмет исследования: приёмы рефлексии как средство развития регулятивного УУД «оценка».

Цель исследования: изучение особенностей развития регулятивного УУД «оценка» младших школьников посредством приёмов рефлексии.

Гипотеза исследования: использование приёмов рефлексии будет способствовать развитию регулятивного УУД «оценка» у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «универсальные учебные действия», дать классификацию УУД.
  2. Раскрыть особенности развития регулятивного УУД «оценка» в младшем школьном возрасте.
  3. Изучить приёмы рефлексии.
  4. Выявить уровень развития регулятивного УУД «оценка» у младших школьников.
  5. Разработать и апробировать систему уроков с использованием приёмов рефлексии.
  6. Оценить результативность проделанной работы.

Испытуемые – ученики 2-х классов школы №   Санкт-Петербурга. Общее количество – 30 человек, из них 17 девочек и 13 мальчиков.

В работе использовались методы исследования: анализ, обобщение, сравнение; тест рефлексии (А. Зак), тест «Лесенка» (В. Щур), тест «Образец и правило» (А. Венгер); методы описательной статистики, G-критерий различий…

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Лен.: Университетское, 1990. – 560 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980
  3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.– М.: Просвещение, 2009г.-75-86 с., 151 с.
  4. Бабакова Т. А. Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом, 2013 г. -45 с.
  5. Багиева Б. М., Кабжихов А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov/viewer. (дата обращения: 2017)
  6. Беседы с учителем. Методика обучения: первый класс четырехлетней начальной школы/ под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  7. Верзилин Н. М. Методические приёмы. -URL: https://studopedia.ru/11_81629_metodicheskiepriemi.html#:~:text=Методический%20прием%20—%20это%20элемент. (дата обращения: 05.06.2015)
  8. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. М., 2008.
  9. Гвоздева И. Б. Регулятивные универсальные учебные действия. –URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2018/01/25/regulyativnye-universalnye-uchebnye. (дата обращения: 25.01.2018)
  10. Гладко М. Рефлексия на уроках в начальной школе: примеры, особенности в условиях ФГОС. – URL: https://pedsovet.su/fgos/6400_refleksia_na_urokah_v_nachalnoy_shkole (дата обращения: 01.2017)
  11. Данилов Д.Д. Разработка технологии оценивания учебных достижений в Образовательной системе «Школа 2100» /«Школа 2100» как образовательная система: Сборник материалов. Вып.8, с. 87-96.
  12. Демкина Г.А. Рефлексияучащихся на уроках в начальной школе. -. URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/rieflieksiia_dlia_urokov_v_nachal_noi_shkolie (дата обращения: 2020 г.)
  13. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, Т.2. М.: Русский язык, 1989. – 779 с.
  14. Евсеева С. Г. Приемы рефлексии в начальной школе. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/priemyi-refleksii-v-nachalnoy-shkole/ (дата обращения: 2017)
  15. Журнал «Плюс До и после. Начальная школа», 2011, № 2 – с. 1-5
  16. Казачкова С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. 2- е изд., стереотип. – М.: «Планета», 2013 г. – 256 с.
  17. Лукьянович А.К. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «Образовательная роботехника» / Лукьянович А.К. // Начальная школа плюс до и после. — 2013.– № 2. – с. 61-66.
  18. Лыкасова Е.В. Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта. –URL: https://infourok.ru/vistuplenie-universalnie-uchebnie-deystviya-kak-osnova-realizacii-obrazovatelnogo-standarta-1333718.html. (дата обращения: 02.04.2018)
  19. Лысова И.Ю. Психологическое сопровождение учащихся начальных классов при формировании универсальных учебных действий. Методические материалы. М.: Таруса: Межшкольный информационно-методический центр, 2011 г.-48 с.
  20. Овчинникова В.С. Как поставить перед учащимися учебную задачу.// Начальная школа. – 2000. – №2. – С. 73.
  21. Ожегов СИ. Словарь русского языка. Издание 18–е, стереотипное. / Под редакцией Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1986. –798 с.
  22. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»./-М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…» -2011.– 448 с.
  23. Петерсон Л.Г., Кубышева М.М. Типология уроков деятельностной направленности./-М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…» -2010.– 48 с.
  24. Поздеева С.И. Овладение младшими школьниками оценочной деятельностью на уроках русского языка. //Начальная школа, 1997, № 1. – с. 27 – 29.
  25. Полуянов Ю.А., Матис Т.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности. //Психологическая наука и образование, 1996, № 4. – с. 38 – 44.
  26. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. – Томск: Пеленг, 1993. – 61 с.
  27. Селиванова М А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста. –URL: https://e-koncept.ru/2015/95111.htm. (дата обращения: 2016)
  28. Серая, Т. Н. Универсальные учебные действия. От теории к практике формирования. –URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/universalnye-uchebnye- deystviya-ot-teorii-k-praktike-formirovaniya. (дата обращения: 28.06.2013)
  29. Словарь–справочник по педагогике / Авт. – сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Т.С. Сфера, 2004. – 448 с.
  30. Тютькова И. А. Педагогический тезаурус. 2016 г. – 120 с.
  31. Универсальные учебные действия. /Википедия/. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные_учебные_действия. (дата обращения: 11.04.2020)
  32. Учебная деятельность/Википедия/. –URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Учебная_деятельность#:~:text=Учебная%20деятельность%20—%20это%20вид,знаний%20и%20умений%20ими%20пользоваться. (дата обращения: 11.05.2020)
  33. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М., 2010.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 2900

Задать вопрос

Задать вопрос