Описание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению
1.1 Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления
1.2 Особенности адаптационного периода детей к условиям ДОУ
1.3 Специфика организации и требования к поступлению ребенка в ДОУ
Глава 2. Описание деятельности педагога по организации условий для адаптации детей разного возраста к дошкольному образовательному учреждению
2.1 Результаты исследования адаптации детей к детскому саду
2.2 Мероприятия, способствующие успешной адаптации детей в различных возрастных группах в ДОУ
2.3 Анализ результатов исследования адаптации детей разного возраста к дошкольному образовательному учреждению
Заключение
Список литературы
Приложение
70 стр.+отчет в подарок.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад.
Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.
Чтобы на первоначальном этапе избежать осложнений в начале процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, взрослому необходимо помочь ребенку постепенно привыкнуть к условиям детского сада. Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Наиболее эффективному процессу адаптации может помочь правильно организованная деятельность воспитателя с ребенком. Возникает некое сотрудничество, которое может помочь ребенку легче перенести разлуку с привычным окружением, снизить тревожность, повысить эмоциональное состояние.
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.
Н.Д. Ватутина в своем пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и, соответственно, методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду [8].
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте [18].
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы процесса адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада, социальным запросом эффективных педагогических методов, обуславливающих оптимизацию условий процесса адаптации.
Объект исследования: деятельность педагога в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методы и способы реализации успешной адаптации детей разных возрастов в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: проанализировать особенности адаптационного периода у детей разного возраста к дошкольному образовательному учреждению и разработать комплекс мероприятий, направленных на её эффективность.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретико-методологические аспекты адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению (основы организации пребывания детей дошкольного возраста; физиолого-гигиеническое обоснование режима дня; современные способы успешной адаптации ребёнка к дошкольной образовательной организации).
2.Провести анализ применяемых методов и средств адаптации детей в образовательной организации в разных возрастных группах (представить краткую характеристику дошкольной образовательной организации; описать практическое наблюдение воспитателя за периодом адаптации у детей в разных возрастных группах; представить особенности, которые необходимо учитывать при адаптационном периоде у детей разных возрастных групп).
- Предложить мероприятия, которые способствуют более успешной адаптации детей в различных возрастных группах в детских дошкольных образовательных организациях с подтверждением их эффективности.
База исследования — Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №12 «Улыбка» г. Якутск, Республика Саха.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (Е.Е Алексеева [3], Г.А. Балл [6], Н.Д. Ватутина [8] и другие);
— методические разработки по организации адаптационного периода (Л.А. Баданина [5], Т.А. Доронова [14], Л.В. Макшанцева [19] и другие).
Методы исследования:
— теоретические – сбор и анализ литературы по теме исследование, синтез, сравнение, обобщение;
— эмпирические – наблюдение, тестирование, педагогическое проектирование.
Методики исследования:
— анкета для родителей по адаптации ребенка к детскому саду.
— карта наблюдения за уровнем адаптации детей для воспитателей.
— методика диагностики тревожности Р. Сирса;
— шкала по определению поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации А. Остроуховой.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в дипломной работе были апробированы методики диагностики уровня адаптации дошкольников к условиям ДОУ, которые подтвердили свою валидность. Также в работе была разработана программа адаптации дошкольников 1-й и 2-й младших групп к условиям ДОУ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению.
1.1 Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления.
Адаптация, или приспособление организма к окружающей его среде, является фундаментальной биологической проблемой. При недостаточности адаптационных механизмов возникают «пограничные состояния». Организм может длительное время находиться в этой промежуточной зоне между здоровьем и болезнью. В случаях недостаточности или ухудшающихся приспособительных возможностей наступает дезадаптация – обратный процесс адаптации, при которой придется отказаться от посещения детского сада.
Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, позднее стал употребляться в биологическом аспекте как «приспособление» живых организмов к окружающей среде [11]. В настоящее время понятие «адаптация» используется в связи с определенными периодами развития личности человека и является предметом исследований многих ученых в различных областях науки.
Обратимся к исследованию Н.В. Тюриной, которая в своей статье «Адаптация в современной психологии» рассматривает адаптацию, прежде всего, с социально-психологической точки зрения. По её мнению, нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды [17]. От условий, в которых протекает психологическая деятельность, в свою очередь зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире. Очень важно определиться с тем, что мы понимаем под адаптацией…