Дипломная работа. Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению в разном возрасте. 20513

Описание

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению

1.1 Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления

1.2 Особенности адаптационного периода детей к условиям ДОУ

1.3 Специфика организации и требования к поступлению ребенка в ДОУ

Глава 2. Описание деятельности педагога по организации условий для адаптации детей разного возраста к дошкольному образовательному учреждению

2.1 Результаты исследования адаптации детей к детскому саду

2.2 Мероприятия, способствующие успешной адаптации детей в различных возрастных группах в ДОУ

2.3 Анализ результатов исследования адаптации детей разного возраста к дошкольному образовательному учреждению

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение

 

70 стр.+отчет в подарок.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Введение

 

Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад.

Адаптация к условиям детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.

Чтобы на первоначальном этапе избежать осложнений в начале процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, взрослому необходимо помочь ребенку постепенно привыкнуть к условиям детского сада. Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Наиболее эффективному процессу адаптации может помочь правильно организованная деятельность воспитателя с ребенком. Возникает некое сотрудничество, которое может помочь ребенку легче перенести разлуку с привычным окружением, снизить тревожность, повысить эмоциональное состояние.

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своем пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском  саду, раскрывает особенности поведения детей и, соответственно, методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду [8].

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте [18].

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы процесса адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада, социальным запросом эффективных педагогических методов, обуславливающих оптимизацию условий процесса адаптации.

Объект исследования: деятельность педагога в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: методы и способы реализации успешной адаптации детей разных возрастов в дошкольной образовательной организации.

Цель исследования: проанализировать особенности адаптационного периода у детей разного возраста к дошкольному образовательному учреждению и разработать комплекс мероприятий, направленных на её эффективность.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретико-методологические аспекты адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению (основы организации пребывания детей дошкольного возраста; физиолого-гигиеническое обоснование режима дня; современные способы успешной адаптации ребёнка к дошкольной образовательной организации).

2.Провести анализ применяемых методов и средств адаптации детей в образовательной организации в разных возрастных группах (представить краткую характеристику дошкольной образовательной организации; описать практическое наблюдение воспитателя за периодом адаптации у детей в разных возрастных группах; представить особенности, которые необходимо учитывать при адаптационном периоде у детей разных возрастных групп).

  1. Предложить мероприятия, которые способствуют более успешной адаптации детей в различных возрастных группах в детских дошкольных образовательных организациях с подтверждением их эффективности.

База исследования — Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №12 «Улыбка» г. Якутск, Республика Саха.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (Е.Е Алексеева [3], Г.А. Балл [6], Н.Д. Ватутина [8] и другие);

— методические разработки по организации адаптационного периода (Л.А. Баданина [5], Т.А. Доронова [14], Л.В. Макшанцева [19] и другие).

Методы исследования:

— теоретические – сбор и анализ литературы по теме исследование, синтез, сравнение, обобщение;

— эмпирические – наблюдение, тестирование, педагогическое проектирование.

Методики исследования:

— анкета для родителей по адаптации ребенка к детскому саду.

— карта наблюдения за уровнем адаптации детей для воспитателей.

— методика диагностики тревожности Р. Сирса;

— шкала по определению поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации А. Остроуховой.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в дипломной работе были апробированы методики диагностики уровня адаптации дошкольников к условиям ДОУ, которые подтвердили свою валидность. Также в работе была разработана программа адаптации дошкольников 1-й и 2-й младших групп к условиям ДОУ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению.

1.1 Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления.

Адаптация, или приспособление организма к окружающей его среде, является фундаментальной биологической проблемой. При недостаточности адаптационных механизмов возникают «пограничные состояния». Организм может длительное время находиться в этой промежуточной зоне между здоровьем и болезнью. В случаях недостаточности или ухудшающихся приспособительных возможностей наступает дезадаптация – обратный процесс адаптации, при которой придется отказаться от посещения детского сада.

Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, позднее стал употребляться в биологическом аспекте как «приспособление» живых организмов к окружающей среде [11]. В настоящее время понятие «адаптация» используется в связи с определенными периодами развития личности человека и является предметом исследований многих ученых в различных областях науки.

Обратимся к исследованию Н.В. Тюриной, которая в своей статье «Адаптация в современной психологии» рассматривает адаптацию, прежде всего, с социально-психологической точки зрения. По её мнению, нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды [17]. От условий, в которых протекает психологическая деятельность, в свою очередь зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире. Очень важно определиться с тем, что мы понимаем под адаптацией…

Литература

  1. Адаптация ребенка к детскому саду : советы педагогам и родителям : сборник / сост. А. С. Русаков. – СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2016. – 128 с.
  2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: упр. процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград : Учитель, 2015. – 188 с.
  3. Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 2. – С. 58-60.
  4. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е. П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учрежде- нием. – 2015. – № 3. – С. 31-35.
  5. Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5. – С. 100-102.
  6. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.
  7. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 10. – С. 45-46.
  8. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : пособие для воспитателей дет сада / Н. Д. Ватутина. – М. : Просвещение, 1993. – 80 с.
  9. Вахнина, Н. Первый день в детском саду / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 7. – С. 13-18.
  10. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до шести лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М. : Интор, 2016. – 160 с.
  11. Гризик Т. Участники адаптационного периода : ребенок — родители — педагоги / Т. Гризик, В. Баева // Дошкол. воспитание. – 2018. – № 9. – С. 46-56.
  12. Группа «Адаптация» – пространство счастливого детства : опыт орг. взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей ран. возраста к дошкол. учреждению / Г. Кузнецова [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 46-56.
  13. Диагностика в детском саду: содерж. и орг. диагност. работы в ДОУ : метод. пособие / Л. А. Баландина [и др.] ; под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 288 с.
  14. Доронова Т. А. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Т. А. Доронова // Обруч. – 2018. – № 5. – С. 32-34.
  15. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2017. – 79 с.
  16. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду: общение, речь, эмоциональное развитие: метод. пособие / И. С. Ильина. – Ярославль : Акад. развития, 2018. – 143 с..
  17. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ. пособие / Н. В. Кирюхина. – М. : Айрис-пресс, 2017. – 112 с.
  18. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. В. Костяк. – М. : Академия, 2018. – 176 с.
  19. Макшанцева, Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к ДОУ / Л. В. Макшанцева // Психолог в детском саду. – 2017. – № 1. – С. 24-48.
  20. Морозова, Е. И. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителями / Е. И. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 11. – С. 10-12.
  21. Николаева Е. И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада / Е. И. Николаева // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 9. – С. 67-69.
  22. Остроухова, А. Успешная адаптация. Как ее «измерить»? / А. Остроухова // Обруч. – 2008. – № 3. – С. 16-17.
  23. Потапова Е. «Завтра приду опять!» : адаптация детей в условиях дет. сада компенсирующего вида / Е. Потапова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 10. – С. 63-67.
  24. Ребенок третьего года жизни : пособие для родителей и педагогов / авт.-сост. Н. Н. Авдеева [и др.] ; под ред. С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 251с
  25. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А. С. Роньжина. – М. : Книголюб, 2009. – 79 с.
  26. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет : учеб. для пед. вузов и училищ / Е. О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
  27. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской [и др.]. – М. : Медицина, 2017. – 231 с.
  28. Чухонцева Л. В. В первый раз в детский сад / Л. В. Чухонцева // Игра и дети. – 2007. – № 5. – С. 10-11.
  29. Шайхутдинова Н. «В детский сад — без слез!» : работа адаптацион. группы / Н. Шайхутдинова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 109-110.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 1900

Задать вопрос

Задать вопрос