Описание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Внеклассная работа как категория обучения биологии
1.1 Общая характеристика внеклассной работы по биологии
1.2 Основные черты внеклассной работы
1.3 Формы и виды внеклассной работы
1.4 Характеристика форм внеклассной работы по биологии
Раздел 2. Оценка влияния внеклассной деятельности на успеваемость на уроках биологии
2.1 Оценка знаний по биологии учащихся 7 класса
2.2 Использование экскурсий на уроках биологии
2.3 Кружковая деятельность как элемент внеурочной деятельности при изучении биологии
2.4 Результаты итогового контроля учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
58 стр.+автореферат+доклад+презентация.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют школьные биологические дисциплины. Уроки биологии, лабораторные занятия, практические работы и внеклассные занятия позволяют получить учащимся глубокие и прочные знания о живой природе, а также сформировать их научно-материалистические взгляды на природу. В процессе преподавания биологии у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы. Попутно у них идет развитие у любви к природе и живому миру, стремления сохранить и сберечь их.
В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям, которые каждый учитель биологии проводит по-разному. Кто-то работает на дополнительных факультативах и кружках, кто-то дает самостоятельные биологические задания ученикам, но главная особенность внеклассной работы – её полное конструирование с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников, интереса к биологии.
Развитие интереса – это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи. Всем педагогам известно, что интересы учащихся очень разнообразны. Они полностью зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов: школы, семьи, друзей, радио, телевидения и сейчас прочно вошедшему в нашу жизнь интернету т.д.
Иногда интерес приобретает характер склонности, которая сохраняется в человеке в течение длительного времени. Этому часто способствуют внеклассные занятия, особенно если они побуждают учащихся к творческому поиску, к практическому применению приобретенных знаний (например, при проведении опытов в уголке живой природы, на пришкольном участке, и т.д.), к чтению научно-популярной литературы по биологии.
Цель исследования заключается в изучении форм и видов внеклассной работы, применяемых при изучении биологии в школе, на примере очного и дистанционного форм обучения.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- Определить роль и содержание внеклассной работы по биологии, рассмотреть формы и виды внеклассной работы.
- Спроектировать разные формы внеклассной работы по биологии.
- Оценить влияние внеклассной деятельности на успеваемость на уроках биологии.
1. Внеклассная работа как категория обучения биологии.
1.1 Общая характеристика внеклассной работы по биологии.
Внеклассная работа является существенным инструментом приобретения и развития знаний учащихся. Она позволяет сформировать высокий уровень мотивации и знаний школьников. Евдокимова Р. Л. отмечает, что в развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным мероприятиям, проводимым каждым учителем биологии. Особенностью внеклассной работы является то, что она строится с учетом интересов и склонностей учащихся. В то же время внеклассные занятия по биологии предоставляют неограниченные возможности для развития творческой активности школьников.
Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно назначенной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, влияющие большим образом на всеобщее повышение их интереса к предмету.
В методической литературе и практике работы школы понятия «внеклассная работа» часто отождествляются с понятиями «внеурочная работа» и «внешкольная работа», хотя в каждое из них вложено свое содержание. Кроме того, внеклассную работу часто считают одной из форм обучения. На основе сопоставления этих понятий с другими общепринятыми методическими понятиями внеклассную работу следует отнести к одной из составных частей системы биологического образования школьников, внеурочную работу – к одной из форм обучения биологии, а внешкольную работу по биологии – к системе дополнительного биологического образования школьников.
Внеклассную работу по биологии проводят во внеурочное время. Она не обязательна для всех школьников и организуется главным образом для тех из них, которые производят повышенный интерес к биологии. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходит за ее пределы и определяется в основном у школьников теми интересами, которые, в свою очередь, образуются под влиянием интересов учителя биологии. Например, учителя, интересующиеся цветоводством, увлекают школьников работой по изучению разнообразия и выращиванию декоративных растений, а учителя, интересующиеся биологией птиц, почти всю внеклассную работу подчиняют орнитологической тематике. Реализуется внеклассная работа в ее разных формах.
Внеурочную работу, как и внеклассную, учащиеся выполняют вне урока или вне класса и школы, но обязательно по задачам учителя при изучении какого-либо раздела курса биологии. Содержание внеурочной работы тесно связано с программным материалом. Результаты выполнения внеурочных задач употребляются на уроке биологии и оцениваются учителем (отметки он ставит в классный журнальчик). К внеурочной работе относят, например: наблюдение за прорастанием семьи, темы «, поручаемые учеником при изучении Семья» (6 класс); выполнение задачи, связанной с наблюдениями за развитием какого-либо насекомого при изучении типа членистоногих (7 класс). К внеурочным работам относятся и предусмотренные учебными программами летние задания по биологии (6 и 7 классы), а также все домашние задания практического характера.
Внешкольную работу учащихся в отличие от внеклассной и внеурочной проводят с внешкольными учреждениями (станциями юных естествоиспытателей, учреждениями дополнительного образования) по специальным программам, разработанным сотрудниками этих учреждений и утвержденным соответствующими органами народного образования.
Такое ее значение доказано как учеными – методистами, так и опытными учителями биологии. Она позволяет ученикам значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в устойчивые убеждения. Связано это, прежде всего, с тем, что в процессе внеклассной работы, не ограниченной определенными рамками уроков, есть большие возможности для использования наблюдения и эксперимента — основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Проведенные учащимися, длительные наблюдения за ростом и развитием какого-либо цветочного растения, за ростом и развитием бабочки-медведки или обычного комара позволяют заинтересовать детей к изучению и познанию окружающего мира. Также эксперименты, связанные с выработкой условных рефлексов у животных уголка природы, оставляют в сознании детей более глубокие следы, чем самые подробные рассказы или беседы об этом с использованием наглядных таблиц и даже специальных видеофильмов…
Литература
1. Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии / Р. М. Евдокимова. – Саратов: «Лицей», 2005. – 85 с.
2. Казакова О.В. Внеклассные занятия по биологии / О.В.Казакова. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. – 64 с.
3. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии / Н.А.Касаткина. – Волгоград: «Учитель», 2004. – 160 с.
4. Внеклассная работа по биологии / А.И.Никишов, З.А.Мокеева и др. – М.: Просвещение, – 1980.– 240 с.
5. Мокеева З.А., Внеклассная работа по биологии / З.А.Мокеева. – М.: «Просвещение», 1980. – 239 с.
6. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах (5-11 классы) / М.М. Бондарчук. – Волгоград: «Учитель», 2005. – 173 с.
7. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин. – М.: «Просвещение», 1983.- 384 с.
8. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии / Зверев И.Д., Мягкова А.Н. – М.: Просвещение, 1985.– 192 с.
9. Внеклассная работа по биологии и географии. Сб. статей. / Под ред. О. Л. Петришиной. М., Изд-во МГУ, 1970.
10. Елизарова М. Е. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир (2-3 классы) / М.Е. Елизарова. – Волгоград: «Учитель», 2006. – 235 с.
11. Калечиц Т.П. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися: Учеб.- метод, пособие для студентов-заочников Ш-ІУ курсов пед. ин-тов-2-е изд., испр. и доп. / Калечиц Т.П., Кейлина З.А. – М.: Просвещение, 1980.– 86 с.
12. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии / А.И. Никишов. — М.: «Колос», 2007. – 230 с.
13. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 267 с.
14. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по биологии (методическое пособие) / Л.В.Сорокина. – М.: «ТЦ Сфера», 2005. – 96 с.
15. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / В.М.Суворова. — Волгоград. Учитель, 2009. — 189 с.
16. Шарова И. Х. Биология. Внеклассная работа по зоологии / И.Х. Шарова. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. – 152 с.
17. Экология 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся / сост. И.П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2010. — 134 с.
18. Пономарева И.Н. Методика обучения биологии: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая, В.П. Соломин. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
19. Горовая В.И. Методика преподавания биологии. Глоссарий основных терминов и понятий: справочное пособие / под. ред. В.И. Горовой. – Ставрополь: Сервисшкола, 2010. – 72 с.
20. Пакулова В.М.. Общая и частные методики обучения биологии : лабораторный практикум: в 2 ч. Ч. 1 / В. М. Пакулова. – Красноярск : КГПУ, 2003. – 215 с.
21. Митяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение. 3-е изд. / Н.В. Митяш. – М.: Академия, 2014. – 320 с.
22. Ялалов Ф.Г. Реализация экологического образования в школе: междисциплинарный подход / Ф.Г. Ялалов // Биология в школе. – 2018. – №2. – С.41-45.
23. Тимофеева А.Н. Внеурочная деятельность школьников в полевых условиях: биоэкологические исследования / А.Н. Тимофеева // Биология в школе. – 2015. – № 4. — С.55-64.
24. Самкова В.А. Экологическая составляющая стандарта по биологии: основные категории и понятия / В.А. Самкова // Биология в школе. – 2015. – № 7. – С.44-50.
25. Самкова В.А. Об основных подходах к конструированию тестовых заданий при диагностике и оценке экологической грамотности учащихся / В.А. Самкова // Биология в школе. – 2015. – № 6. – С.55-65.
26. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с.
27. Полянская И.В. Оформление исследовательских проектов по экологии и биологии: как организовать работу / И.В. Полянская // Биология в школе. –2016. – № 5. – С.60-65.
28. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.. — М.: Издательский центр « Академия», 2001. – 272 с.
29. Некрашевич П.С. Образовательный квест как форма организации урочной и внеурочной деятельности по биологии и химии / Некрашевич П.С., Брошевицкая П.Д // Материалы Межрегиональной молодѐжной научно-практической конференции «Урал: природа, история, культура». 20-21 марта 2018 г. – С. 132- 135.
30. Миронов А.В. Возможности школьной биологии в экологическом образовании школьников в свете требований ФГОС / А.В. Миронов // Биология в школе. – 2016. – № 6. – С.66-72.
31. Мингалеева, М.Т. Интерактивные методы обучения в экологическом образовании / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – 2017. – № 4. – С.56-61.
32. Королькова Е.О. Образовательный потенциал экологических маршрутов на болотных экосистемах ООПТ / Е.О. Королькова // Биология в школе. – 2017. – № 4. – С.72-80.
33. Казарова О.А. Адаптивно-инновационные возможности организации игр биологического и экологического содержания / О.А. Казарова // Биология в школе. – 2017. – № 6. – С.71-78.
34. Дьяченко А.П. Мастер-класс как особая форма организации обучения биологии / Дьяченко А.П., Дьяченко Е.А., Жиркова П.В. // Современные исследования природных и социально-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. – С. 42-45.
35. Грачев С.В. Мастер-класс по биологической микротехнике / Грачев С.В., Жиркова П.В. // Урал: природа, история, культура: материалы Межрегиональной молодѐжной НПК, проходящей в рамках Большого географического фестиваля «Моя Земля», 21 марта 2017 / ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В.: ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2017. – С.137-140.
36. Власова С.С. Проектная деятельность социально-экологической направленности / С.С. Власова, С.В. Суматохин // Биология в школе. – 2015. – № 1. – С.51-57.
37. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии : Учеб. для студ. пед. ин-тов. / Верзилин Н.М., Корсунская В.М. – 4-е изд. – М : Просвещение, 1983. – С.265.
38. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с. – С.162.
39. Полянская И.В. Оформление исследовательских проектов по экологии и биологии: как организовать работу / И.В. Полянская // Биология в школе. –2016. – № 5. – С.60-65.
40. Самошкина Т. Г. Проектная деятельность на уроках биологии / Т. Г. Самошкина. // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 138-140. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3080/ (дата обращения: 16.03.2022).
41. Мазяркина, Т. В. Исследовательская деятельность школьников / Мазяркина, Т. В., Первак С. В. // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123.