Описание
Содержание
Введение
1. Пояснительная записка
1.1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования тембрового слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой в психическом развитии посредством игры на детских музыкальных инструментах
1.2 Обоснование структуры и содержания внеурочных занятий с использованием детских музыкальных инструментов, направленных на формирование тембрового слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой в психическом развитии
2. Практическая часть
2.1 Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта по формированию тембрового слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игры на детских музыкальных инструментах
2.2 Методические рекомендации по реализации педагогического проекта, направленного на формирование тембрового слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игры на детских музыкальных инструментах
Список литературы
Глоссарий
Приложение
88 стр.+презентация+1 слайд.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Вопрос всестороннего воспитания и развития ребенка остается всегда открытым. Применяются разнообразные методики и новаторские приёмы в работе с детьми. Музыкальная деятельность является уникальным примером, когда работа в этой сфере, может проводиться с самого раннего возраста, ведь музыкальностью и тембровым слухом человек наделен с рождения.
Детский писатель и педагог В.А. Сухомлинский считал, что «музыкальная мелодия открывает в детском сердце настоящий родник человеческих чувств». Музыка раскрывает в детях самые хорошие личностные качества, а также возможности и скрытые таланты.
В 1959 г. Г.Е. Сухарева дала понятие задержке психического развития, аббревиатура этого термина ЗПР. «Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами». Данные трудности в обучаемости потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Указывается, что все психические процессы детей с ЗПР имеют ряд особенностей, поэтому коррекционная работа строится именно с их учетом.
Актуальность данного проекта оправдана тем, что число лиц с задержкой психического развития каждым годом возрастает, что привело к инклюзивному образованию. В дальнейшем специфика речи у детей с ЗПР характеризуется недостаточностью развития речеслухового восприятия, распознавание звуков, оттенков речи. Именно музыка, музыкально-дидактические игры способны повлиять на развитие и коррекцию речевых нарушений, что является одним из самых важных факторов коррекции.
Музыкальные способности детей с задержкой психического развития характеризуются, прежде всего, тем, что у них довольно маленький музыкальный опыт. В силу физиологии еще с рождения природа наградила человека способностью к восприятию. Развитие тембрового слуха способствует развитию речеслухового восприятия, исправлению ряда речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончания слов, которое так свойственно всем детям с ЗПР.
Тембровый слух — это способность распознавать тембры, их специфические особенности и свойства. Процесс формирования тембрового слуха коррелирует с основными процессами психического познания, что позволяет достигнуть более высокого уровня в развитии музыкального мышления дошкольников. «В течение этого процесса осуществляется самоконтроль аналитических и практических действий, накопление слухового опыта, формирование. Вопросы онтогенеза тембрового слуха освещаются в работах Л. Гарбера, Д. Кирнарской, Е. Назайкинского, Г. Овсянкиной, Г. Ригиной, Г. Цыпина. Исследователи связывают формирование его основ с восприятием речи и процессом овладения языком в детском возрасте».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования указывает на необходимость новых подходов к изучению музыки младшими школьниками. Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы, в планировании рабочих программ по предмету «Музыка» и интегрированному курсу «Искусство» представлены личностные, предметные и метапредметные планируемые результаты. Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия. Для этого в стандартах нового поколения сформированы несколько видов универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владеть приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.
Следует обратить внимание на примерную адаптивную образовательную программу для детей с задержкой психического развития, в которой указывается, что всестороннее развитие так важно для детей с задержкой в психическом развитии. Также, игры на детских музыкальных инструментах будут развивать у детей с ЗПР положительные эмоции и самое главное — внимание, которое очень важно для их развития в целом. Концентрация внимания на слуховом анализаторе позволяет детям в будущем прислушиваться к речи и избавляет от многих ошибок звукопроизношения и письме. Дети с задержкой психического развития быстро утомляемы, что сказывается на процессе обучения и объеме усеваемого материала. Музыкально-дидактические игры не изнуряют детей, а за счёт музыки, дидактическая игра приобретает развлекательный характер, доставляя ребенку только положительные эмоции.
Противоречие возникает между необходимостью развития тембрового слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и недостаточностью уделяемого внимания к музыкальным играм с использованием детских музыкальных инструментов.
Проблема: Каковы возможности игры на детских музыкальных инструментах для формирования тембрового слуха у детей с задержкой психического развития.
Цель: разработать конспекты внеурочных занятий с включением игр на детских музыкальных инструментах для формирования тембрового слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:
- Проанализировать формирование тембрового слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- Определить возможности деятельности игры на детских музыкальных инструментах у детей младшего школьного возраста с задержкой в психическом развитии;
- Разработать серию конспектов внеурочных занятий и методические рекомендации для формирования тембрового слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой в психическом развитии посредством игры на музыкальных инструментах.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Теоретические методы исследования:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- опытно-практическая работа.
Практическая значимость продукта — разработка имеет практическую значимость для учителей начальных классов образовательных учреждений, т.к. позволяет разнообразить внеклассные занятия. Данный материал могут использовать не только учителя, но и музыкальные работники и педагоги дополнительного образования, которые хотят развивать у учеников младших классов музыкальный слух и умение играть на детских музыкальных инструментах.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, пояснительной запиской, практической частью, списком литературы, глоссарием и приложением.
1. Пояснительная записка.
1.1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования тембрового слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой в психическом развитии посредством игры на детских музыкальных инструментах.
При развитии сенсорного восприятия у ребенка начинают развиваться разные органы чувств (слух, осязания, обоняние, зрение, вкуса). Сенсорного восприятие для них является фундаментом и формирует у ребенка различные понятия о явление или предмете…