Описание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
1.1 Сущность понятия «двигательная активность» в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Особенности формирования двигательной активности детей в детской саду
1.3 Педагогические условия формирования двигательной активности детей в детском саду средствами подвижных игр
Вывод по первой главе
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1 Диагностика уровня сформированности двигательной активности ребёнка в детском саду средствами подвижных игр
2.2 Методические рекомендации по формированию двигательной активности детей в детском саду средствами подвижных игр
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
95 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Актуальность темы. Успех в любом виде деятельности во многом зависит от физического состояния ребенка. В процессе всестороннего и гармоничного развития человека является физического воспитания и физической активности для детей дошкольного возраста. В дошкольные годы это является основой для крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит формирование моторных видов деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
На данном этапе развития общества наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения. Процесс достиг масштаба национальной проблемы, поэтому в актуальности вопроса поддержания и улучшения здоровья детей, никто не сомневается.
В Концепции охраны здоровья населения России среди приоритетных мер, направленных на защиту здоровья, названо создание условий и активное участие различных групп населения в культурных и спортивных мероприятиях. Таким образом физическое воспитание детей дошкольного возраста следует рассматривать в качестве одной из приоритетных задач в деятельности дошкольного учреждения.
Анализ показателей здоровья и развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в последнее время свидетельствует о не сформированности двигательного развития детей. По данным М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко примерно 30% – 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий показатель двигательного развития. Причиной этому служит современный образ жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, только 5-7% детей дошкольного возраста абсолютно здоровы, около 25% дошкольников имеют какие-то хронические заболевания, а у и более 60% детей отмечаются функциональные отклонения.
В решении этой проблемы основное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Двигательная активность является условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
Как утверждают отечественные педагоги (Л.Н. Волошина, Д.М. Правдов, М.А. Правдов, Е.А. Покровский, Д.В. Решетов, Н.В. Финогенова и др.), подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям – это способствует улучшению питания тканей, формированию скелета и правильной осанки.
Методологическую основу исследования психофизической активности ребёнка, как природного и социального существа, составляют работы Вернадского В.И., Павлова И.П., Лесгафта П.Ф., Анохина П.К., Выготского Л.С., Лурия А. Р., Шацкого С.Т., Рубинштейна С. Л., Пиаже Ж., Бальсевича В.К., Козлова И.М.
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования подвижных игр в формировании двигательной активности старших дошкольников. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – процесс формирования двигательной активности старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия, обеспечивающие формирование двигательной активности старших дошкольников средствами подвижных игр.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс формирования двигательной активности старших дошкольников средствами подвижных игр может быть результативным, если соблюдать следующие педагогические условия:
— учитывать индивидуальные и возрастные особенности сформированности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;
— включать подвижные игры и игровые упражнения в режим дня и самостоятельную двигательную деятельность детей старшего дошкольного возраста;
— привлекать родителей к организации и проведению подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность понятия «двигательная активность» в психолого-педагогических исследованиях.
- Охарактеризовать особенности формирования двигательной активности старших дошкольников.
- Обосновать педагогические условия использования подвижных игр в формировании двигательной активности старших дошкольников.
- Выявить уровень сформированности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать методические рекомендации по формированию двигательной активности старших дошкольников средствами подвижных игр.
Теоретическая значимость работы заключается в приращении знаний о педагогических особенностях организации двигательной активности детей на открытом воздухе на основе разнообразных эмоционально-формирующих средств, обеспечивающих интеграцию восприятия детьми окружающей среды и движений собственного тела.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в дошкольные учреждения, способствующей повышению уровня физической подготовленности и творческих двигательных способностей, улучшению состояния здоровья занимающихся, что отражено в соответствующих документах и отзывах организаций.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа; наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 74 города Мурманска.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
1.1 Сущность понятия «двигательная активность» в психолого-педагогических исследованиях
К двигательной активности, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, относят виды движений, направленные на удовлетворение естественных потребностей человека. Сюда относят усилия, направленные на личную гигиену, приготовление пищи, действия в процессе производственной или учебной деятельности [9].
Специально организованная двигательная активность включает различные формы занятий физическими упражнениями, активные передвижения на работу или учёбу, игры, прогулки [14].
Двигательная активность оказывает существенное влияние на развитие человека, и это бесспорный факт, который многократно приводится различными учёными в своих научных трудах [8,12,16, 21, 27].
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль [29].
Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень двигательной активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный и максимальный уровни двигательной активности.
Движение – сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Ученые во все времена пытались доказать причины движений человека, описать значение, сформулировать понятия, которые лежат в основе движений. С философской точки зрения движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Движение рассматривалось рядом наук, такими как :физика, биология, физиология, психология и др.
В научных трудах А.И.Быковой, А.В.Кенеман, И.В.Муратова, Н.В.Потехиной, Е.А.Тимофеевой показано, что двигательная деятельность дошкольников — естественная потребность, удовлетворение которой является важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, а также условием всестороннего развития и воспитания детей [26].
По мнению ряда ученых (З.Й. Адашкявичене,Л.Б.Спиридоновой, Г.П.Юрко и др.) регулярная двигательная деятельность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни. У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, стремление не только удовлетворять свою биологическую потребность в активных движениях, но и быть сильным, ловким, смелым. Все это является бесспорным свидетельством значительных возможностей дошкольника в освоении различных видов движений [11]…