Описание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций. Место и роль ценностных ориентаций в структуре личности
1.2 Общая характеристика развития жизненных ценностей и ценностных ориентаций у современной молодежи
Выводы по 1 главе
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Организация и процедура эмпирического исследования
2.2 Описание меﹶтодов и меﹶтодик исслеﹶдования
2.3 Результаты эмпирического исслеﹶдования
2.3.1 Результаты описательной статистки
2.3.2 Результаты сравнительного анализа
2.3.3 Результаты корреляционного анализа
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
64 стр.+речь+презентация.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Происходящая в современных социальных условиях переориентация общества с одних ценностей на другие, смена одних идеалов другими безусловно затронула ценности, смыслы, мировоззрение каждой отдельной личности.
Молодежь современного общества формируется в условиях существенного изменения традиционных представлений и жизненных ориентиров. Сейчас, например, очевидно, что семья уже не главный фактор социализации современного человека. Выбор специальности, вида деятельности может не предопределять жизнь индивида, как это было в прежние эпохи.
На протяжении всего существования общества проблема идентификации молодежи в системе жизненных ценностей, структура этих ценностей и ее динамика остается актуальной. А тем более сейчас, когда происходит их значительная перестройка. Процессы возникновения новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затрагивают в первую очередь молодежь из-за ее повышенной восприимчивости и способности к высокой социальной мобильности.
В современных условиях особое значение приобретают процессы, охватывающие ценностное сознание молодых людей, поскольку это определяет ближайшее будущее общества. Формирование нового ценностного сознания, связанного с изменениями в современном обществе, объясняет необходимость объединения в себе лучших культурно-исторических традиций духовности и гуманизма с новым мышлением, связанным с процессами глобализации, охватившими экономическую, политическую, информационную, культурную сферу социальной жизни. Система ценностей для современного молодого человека является определенным фундаментом в построении его тактики отношения к миру, важным элементом нравственного сознания, придающего системе мотивов поведения духовной определенности.
Актуальность данной темы связана не только с быстрым изменением ценностных ориентаций современных молодых людей, но и с тем, что ценностные ориентации помогают молодому индивиду в поиске смысла жизни. Выбирая ту или иную жизненную ценность, молодой человек формирует тем самым своего рода долгосрочный план своего поведения и деятельности, определяет прочную смысловую перспективу последней. Если мотивация дает ответ на вопрос, почему, для чего человек действует определенным образом, то дополняющая его ценностная ориентация освещает то, ради чего действует человек, чему он посвящает свою деятельность. Смысл жизни человека базируется на его ощущении своего места в обществе, на его интересах, ценностях и целях, представлениях о возможностях их реализации.
Сегодня как никогда можно обнаружить противостояние ценностей в массовом сознании жизни общества. Подрастающее поколение проходит свое становление в условиях формирования новых социальных ценностей и изменении многих старых отношений. Отсюда появление депрессии и пессимизма, неверие в себя и свое будущее. Вместе с тем ценностные ориентации позволяют, опираясь на личностные ресурсы и с помощью собственной активности добиться успеха в жизни.
В данной работе мы исследуем возрастные и гендерные особенности ценностных ориентаций у современных молодых людей – студентов младшего и старшего курсов высшего учебного заведения.
Методологическую основу исследования составили культурно-историческая теория Л. С. Выготского, концепции личности и ее развития А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, теории личностной зрелости Л. И. Анцыферовой, В. Франкла, теория самореализации личности А. Маслоу.
Теоретические основания работы составляют концепция личности А. В. Петровского, представления о жизненных ценностях и ценностных ориентациях А. Г. Здравомыслова, О. М. Краснорядцевой, Д. А. Леонтьева, Ш. А. Надирашвили, В. Б. Ольшанского, М. Рокича, Е. Б. Фанталовой.
Цель исследования: исследовать ценностные ориентации современной молодежи.
Объект исследования: ценностные ориентации.
Предмет исследования: ценностные ориентации молодых людей: юношей и девушек.
Для достижения поставленных целей нами были сформулированы следующие задачи исследования:
- Провести анализ психологической литературы по проблемам ценностных ориентаций личности.
- Выявить приоритетные ценностные ориентации у студентов старшего и младшего курсов.
- Провести сравнение ценностных ориентаций молодых людей, старшекурсников (тех, кто обучается на 4 курсе) и младшекурсников (тех, кто обучается на 1 курсе).
- Провести сравнение ценностных ориентаций юношей и девушек.
Для достижения поставленной цели и выполнения поставленных задач мы провели исследования на 55 респондентах (25 студентов 4 курса и на 30 студентах 1 курса) и применили следующие методы изучения:
– теоретические: анализ научной литературы, обобщение материала, сравнительный анализ;
– диагностические: методика изучения ценностных ориентаций Ш. Шварца, морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной;
– математические: первичный статистический анализ, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ.
Гипотезы исследования:
1) есть различия в ценностных ориентациях студентов: между юношами 4 и 1 курсов; между девушками 4 и 1 курсов; между юношами 4 и девушками 4 курсов; между юношами 1 и девушками 1 курсов;
2) есть взаимосвязь между отдельными показателями ценностных ориентаций личности.
Практическая значимость исследования: проведенный в работе анализ личностных характеристик окажет помощь в разработке форм и методов консультативной, тренинговой работы с молодыми людьми юношеского возраста. Полученные данные могут быть использованы психологами, педагогами, социологами.