Дипломная работа. Ценностные ориентации современной молодёжи. 20684

Описание

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций. Место и роль ценностных ориентаций в структуре личности

1.2 Общая характеристика развития жизненных ценностей и ценностных ориентаций у современной молодежи

Выводы по 1 главе

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

2.1 Организация и процедура эмпирического исследования

2.2 Описание меﹶтодов и меﹶтодик исслеﹶдования

2.3 Результаты эмпирического исслеﹶдования

2.3.1 Результаты описательной статистки

2.3.2 Результаты сравнительного анализа

2.3.3 Результаты корреляционного анализа

Выводы по 2 главе

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

64 стр.+речь+презентация.

 

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично, с ним можно ознакомиться в следующей вкладке.

После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Введение

 

Происходящая в современных социальных условиях   пе­ре­ори­ен­та­ция об­ще­ст­ва с одних цен­но­стей на дру­гие, сме­на од­них идеа­лов дру­ги­ми безусловно за­тронула цен­но­сти, смыс­лы, ми­ро­воз­зре­ние ка­ж­дой       от­дель­ной лич­но­сти.

Молодежь современного общества формируется в условиях существенного изменения традиционных представлений и жизненных ориентиров. Сейчас, например, очевидно, что семья уже не главный фактор социализации современного человека. Выбор специальности, вида деятельности может не предопределять жизнь индивида, как это было в прежние эпохи.

На протяжении всего существования общества проблема идентификации молодежи в системе жизненных ценностей, структура этих ценностей и ее динамика остается актуальной. А тем более сейчас, когда происходит их значительная перестройка. Процессы возникновения новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затрагивают в первую очередь молодежь из-за ее повышенной восприимчивости и способности к высокой социальной мобильности.

В современных условиях особое значение приобретают процессы, охватывающие ценностное сознание молодых людей, поскольку это определяет ближайшее будущее общества. Формирование нового ценностного сознания, связанного с изменениями в современном обществе, объясняет необходимость объединения в себе лучших культурно-исторических традиций духовности и гуманизма с новым мышлением, связанным с процессами глобализации, охватившими экономическую, политическую, информационную, культурную сферу социальной жизни. Система ценностей для современного молодого человека является определенным фундаментом в построении его тактики отношения к миру, важным элементом нравственного сознания, придающего системе мотивов поведения духовной определенности.

Актуальность данной темы связана не только с быстрым изменением ценностных ориентаций современных молодых людей, но и с тем, что ценностные ориентации помогают молодому индивиду в поиске смысла жизни. Выбирая ту или иную жизненную ценность, молодой человек формирует тем самым своего рода долгосрочный план своего поведения и деятельности, определяет прочную смысловую перспективу последней. Если мотивация дает ответ на вопрос, почему, для чего человек действует определенным образом, то дополняющая его ценностная ориентация освещает то, ради чего действует человек, чему он посвящает свою деятельность. Смысл жизни человека базируется на его ощущении своего места в обществе, на его интересах, ценностях и целях, представлениях о возможностях их реализации.

Сегодня как никогда можно обнаружить противостояние ценностей в массовом сознании жизни общества. Подрастающее поколение проходит свое становление в условиях формирования новых социальных ценностей и изменении многих старых отношений. Отсюда появление депрессии и пессимизма, неверие в себя и свое будущее. Вместе с тем ценностные ориентации позволяют, опираясь на личностные ресурсы и с помощью собственной активности добиться успеха в жизни.

В данной работе мы исследуем возрастные и гендерные особенности ценностных ориентаций у современных молодых людей – студентов младшего и старшего курсов высшего учебного заведения.

Методологическую основу исследования составили культурно-историческая теория Л. С. Выготского, концепции личности и ее развития        А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, теории личностной зрелости Л. И. Анцыферовой, В. Франкла, теория самореализации личности А. Маслоу.

Теоретические основания работы составляют концепция личности А. В. Петровского, представления о жизненных ценностях и ценностных ориентациях А. Г. Здравомыслова, О. М. Краснорядцевой, Д. А. Леонтьева,    Ш. А. Надирашвили, В. Б. Ольшанского, М. Рокича, Е. Б. Фанталовой.

Цель исследования: исследовать ценностные ориентации современной молодежи.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации молодых людей: юношей и девушек.

Для достижения поставленных целей нами были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Провести анализ психологической литературы по проблемам ценностных ориентаций личности.
  2. Выявить приоритетные ценностные ориентации у студентов старшего и младшего курсов.
  3. Провести сравнение ценностных ориентаций молодых людей, старшекурсников (тех, кто обучается на 4 курсе) и младшекурсников (тех, кто обучается на 1 курсе).
  4. Провести сравнение ценностных ориентаций юношей и девушек.

Для достижения поставленной цели и выполнения поставленных задач мы провели исследования на 55 респондентах (25 студентов 4 курса и на 30 студентах 1 курса) и применили следующие методы изучения:

–   теоретические: анализ научной литературы, обобщение материала, сравнительный анализ;

– диагностические: методика изучения ценностных ориентаций Ш. Шварца, морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной;

–  математические: первичный статистический анализ, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ.

Гипотезы исследования:

1) есть различия в ценностных ориентациях студентов: между юношами 4 и 1 курсов; между девушками 4 и 1 курсов; между юношами 4 и девушками 4 курсов; между юношами 1 и девушками 1 курсов;

2) есть взаимосвязь между отдельными показателями ценностных ориентаций личности.

Практическая значимость исследования: проведенный в работе анализ личностных характеристик окажет помощь в разработке форм и методов консультативной, тренинговой работы с молодыми людьми юношеского возраста.  Полученные данные могут быть использованы психологами, педагогами, социологами.

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – с. 29-45.
  2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. – 1984. – Т.5. — № 5. – с. 63-70.
  3. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / под ред. Т. Парсонса: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1972. – 392 с.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.:АспектПресс, 1997. – 376 с.
  5. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для на­родного хозяйства: Сб. науч. трудов. – Горький, 1982. – С.129-216.
  6. Борзиева З. М. Ценностные ориентации современной молодежи // Молодой ученый. – 2018. — № 52 (238). – С. 247-248.
  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
  8. Галямова Д. И. Ценностные ориентации молодежи как проблема социологического исследования // Вестник экономики, права и социологии. 2015. — №1. – С. 18-27.
  9. Гузева М. В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – С. 24-30.
  10. Добрынин Н. Ф. Активность личности и принцип значимости: Проблемы личности, М.: Мысль, 1989. – 384 с.
  11. Дьяконов И. В. Ценность и ценностные ориентации // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії. – 2018. Випуск № 8. – С. 32-39.
  12. Ермаков С. А., Кашина О. П. Жизненные ценности и смыслы возрастной периодизации человека. // Гуманитарные исследования. 2018. — № 3. – С. 19-25.
  13. Заугорова Е. В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория. // Современные исследования социальных проблем. 2010. С. 27-32.
  14. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 222 с.
  15. Иванников В. А. Формирование побуждений к действию // Вопросы психологии, 1998. – 176 с.
  16. Ильин Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения, М.: Сфера, 1998. – 254 с.
  17. Климов Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. – 1993. – Т.24. — № 4. – С. 136-231.
  18. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал. – Томск, 1998. — № 7. – с. 25-29.
  19. Копылов А. А. Аналитика ценностей средовых и личностных ориентаций силовых структур в условиях меняющегося общества: на материалах социологических исследований Тамбовской области. // Автореф.дисс. канд.социол.наук. Москва, 2011. – 36 с.
  20. Леонтьев Д. А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности, М., 1999. – 425 с.
  21. Лысенко А. В., Петров А. В. Ценностные ориентации подростков. Таврический научный обозреватель, №13 (19), 2017, часть 2.
  22. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. – 896 с.
  23. Малолетнева И. В., Жираткова Ж. В., Элиарова Т. С.  Трансформация ценностей студенческой молодежи // Трансформация ценностей студенческой молодежи: миф и реальность. – Москва. – Вестник МГТУ имени Н. Э. Баумана. 2018. — № 4.
  24. Мачурова Н. Н. Жизненные ценности в понимании студентов. //  дисс. канд. психол. наук. Москва, 2010. – 213 с.
  25. Нагоева Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен. // Новые технологии. Психологические науки. 2011. – С. 59-64.
  26. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. – М., 1965. – Т.2. – С. 471-511.
  27. Психология личности. Тексты / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А.           Пу­зырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 288 с.
  28. Рогов Е. И.  Психология человека. – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с.
  29. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: автореф. дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 1996. – 25 с.
  30. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – М.: Академия, 2001. – 142 с.
  31. Холодкова О. Г. Ценностные ориентации лиц юношеского возраста с аддиктивным поведением. Биомедицина и социология. 2016. Том 3 (4). С. 16-22.
  32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-СПб.: Питер-Пресс, 1997.– 608 с.
  33. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. – 1982. – Т.3. — № 5. – С. 145-235.
  34. Ценностные основания психологии и психология ценностей: Сборник материалов IV Сибирского психологического форума (16–18 июня 2011 г.). – Томск: Томское университетское издательство, 2011. – 298 с.
  35. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кузбассвузиздат, 2000. – 321 с.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 2900

Задать вопрос

Задать вопрос