Заказать работу


Уважаемый студент! 

Стоимость работы составляет 800 рублей.

Если вас заинтересовала эта работа, то Вы можете заказать её у нас. Для этого Вам нужно отправить нам заявку и оплатить заказ.

Если же Вам потребуется другой вариант работы, то можете с легкостью заказать его на нашем сайте. Мы свяжемся в вами в ближайшее время. Мы гарантируем качественно и в кратчайшие сроки выполнить Ваш заказ.

Всегда рады Вам помочь!



Вопросы:
1. Понятие правильной и коммуникативно-целесообразной речи. Роль родного языка в развитии личности ребенка.
2. Принципы построения развивающей среды детского сада в целях развития речи детей. Педагогические требования к речи воспитателя.
3. Е.И.Тихеева о создании условий для развития речи и обучения детей родному языку.
4. Понятие методических принципов развития детской речи. Принципы коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи; развития языкового чутья («чувство языка»).
5. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
6. Принципы обогащения мотивации речевой деятельности; обеспечения активной речевой практики дошкольника.
7. Цель и задачи развития речи детей дошкольного возраста в современной методике.
8. Общение взрослых и детей как ведущее средство развития речи. Субъект-субъектное общение воспитателя с детьми в целях развития речи.
9. Содержание и педагогические условия организации самостоятельной речевой деятельности детей в группе детского сада.
10. Ознакомление детей с художественной литературой как средство обогащения речи детей.
11. Роль обучения в овладении детьми родным языком. Основные формы обучения родному языку.
12. Своеобразие занятий по развитию речи в детском саду. Виды занятий.
13. Дидактические требования к проведению занятий по развитию речи.
14. Особенности проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах.
15. Виды и формы речевого взаимодействия воспитателя с ребенком: проблемные ситуации, поисковая деятельность, дидактические и развивающие игры.
16. Общепринятая классификация методов и приемов по используемым средствам развития речи дошкольников. Непосредственные и опосредованные наглядные методы обучения.
17. Словесные методы развития речи: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
18. Репродуктивные и продуктивные методы развития речи.
19. Практические методы развития речи: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
20. Методические приемы развития речи: словесные, наглядные и игровые.
21. Задачи словарной работы в детском саду. Общая характеристика детского словаря.
22. Методика словарной работы. Методы накопления содержания детской речи (введения новых слов).
23. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря.
24. Методика словарной работы в процессе ознакомления с предметами.
25. Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с трудом взрослых.
26. Методика проведения дидактических игр с целью развития словаря. Роль игры в речевом развитии детей.
27. Формирование словаря в разных видах деятельности.
28. Особенности словарной работы в младшей группе детского сада. Занятия по ознакомлению с предметным миром (методика Е.И.Тихеевой, В.И.Логиновой).
29. Игры-занятия с дидактической куклой (Е.И.Тихеева).
30. Формирование словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов (средний дошкольный возраст).
31. Работа над смысловой стороной слова в средней группе.
32. Упражнения и игры, направленные на активизацию словаря старших дошкольников.
33. Лексические упражнения в старшем дошкольном возрасте.
34. Рассматривание предметов и живых объектов в старших группах детского сада.
35. Задачи формирования грамматического строя речи. Типичные трудности освоения детьми грамматической стороны речи, их причины.
36. Методы формирования грамматически правильной речи: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.
37. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.
38. Методика обследования звуковой стороны речи детей.
39. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте.
40. Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог) как основной метод обучения диалогической речи в повседневном общении. Виды, тематика и содержание разговоров с детьми разных возрастных групп детского сада.
41. Технология проведения беседы в детском саду. Роль проблемных ситуаций в развитии диалогической речи дошкольников.
42. Основные типы монологов дошкольников – самостоятельный рассказ (по игрушкам, картинам, из опыта, творческие рассказы) и пересказ. Формы монолога: описание, повествование, рассуждение.
43. Теории и технологии обучения детей рассказыванию в процессе обучения монологической речи. Совместное рассказывание, образец и план рассказа, коллективное составление рассказа. Роль мотивации речевой деятельности детей.
44. Обучение детей пересказу литературных произведений в разных возрастных группах. Принципы отбора литературных текстов для пересказа.
45. Методика ознакомления детей с художественной литературой.
46. Требования к отбору игрушек и виды занятий по обучению связной речи: описание игрушки, рассказ по набору игрушек. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.
47. Виды детских рассказов по картинам: описание предметных и сюжетных картин, повествовательный рассказ по сюжетной картине. Требования к отбору картин.
48. Показатели готовности детей к обучению грамоте и чтению. Задачи и содержание работы. Особенности использования аналитико-синтетического метода в детском саду.
49. Значение диагностики речевого развития ребенка для оптимизации педагогического процесса по развитию речи. Дифференциация и индивидуализация обучения детей родному языку на основе учета данных диагностики.
50. Прогнозирование и планирование педагогической деятельности по развитию речи детей.


Ответ на вопрос № 1

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. 

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский). 

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка. 

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. 

Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность. 

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы

свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью. 

Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. 

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в самой его природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружаю¬щим миром, или, как говорят языковеды, внеязыковой реаль¬ностью. Свойство это объясняется знаковой сущностью языка. Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую (шифрующую) окружающую человека действи¬тельность (внеязыковую реальность). Знаки языка — это мор¬фемы (разные формы одного слова – морфема бег представлена формами – бежать, бегу), слова, словосочетания, предложения.

Кроме знаковых элементов, в языке содержатся и внезнаковые элементы — фонемы (звук а ), просодемы. Вне языка они ничего не обозначают, но служат для конструирования языковых знаков; в лингвистике такие языковые единицы называют фигурами. Ребенок, обучающийся речи, должен запомнить (узнавать на слух и уметь артикулировать) все фигуры — фонемы и просодемы (силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) родного языка, чтобы конструировать из них языковые знаки. Школьник, обучающийся письменной речи, должен научиться соотносить фонемы и просодемы своей устной речи с буквами и другими графическими знаками.

Смысл языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, предложений) — это их соответствие предметам, действиям, признакам, отношениям реального мира, которые они обозначают. Следовательно, понимать языковой знак — значит соотносить определенную морфему, слово и т. д. с конкретным явлением действительности. Например, слово книга понимают все говорящие на русском языке, потому что соотносят с ним определенную вещь; словоформу в книге (форму предложного падежа существительного) понимают все как ответ на вопросы где? в ч е м?. Это является важным аспектом развития личности ребенка.

Важность овладения родным языком вытекает из его функциональных характеристик (по Зимней)

• характеристики, которые отражают социальные функции человека: язык – это средство общения и форма социального взаимодействия. Язык – это средство освоение общественно-исторического опыта и социализации личности, язык – это средство приобщения к культурным и историческим ценностям.

• интеллетуальные: язык – это средство соотношения с предметной действительностью,язык – это средство обобщения, уточнения и дифференциации понятийного аппарата, язык – это средство опосредования ВПФ человека

• личностные: язык – это средство развития познавательных интересов. язык – это средство решения познавательных коммуникативных задач. язык – это средство познания себя.

103 стр.



ИЛИ