Заказать работу


Уважаемый студент!

Из готовых заданий у нас есть "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД" (71328)

Если Вам нужен иной вариант, пожалуйста, сообщите нам, сделаем работу на заказ очень быстро! Спасибо.


3.2.2.  План практических занятий

 

Практическое занятие №1 i (2 часа)

 

Тема 1.1: Конфликтология как наука, ее предмет, методы исследования и задачи.

 

  1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:

  • Конфликтология в системе наук: межпредметные связи.

  • Какие группы (блоки) понятий раскрывают предмет конфликтологии?

  • Какие понятия раскрывают структуру конфликта?

  • Опишите понятийную схему динамики конфликта, его основные стадии.

  • Проанализируйте понятийную модель разрешения конфликта, укажите два возможных способа регулирования конфликта.

  • Укажите основные виды типологий конфликта: по масштабам, временным параметрам, направленности, результатам и др.

  • Каковы основные свойства конфликтного взаимодействия?

  • Покажите сходство и различие понятий “объект конфликтологии” и “предмет конфликтологии”.

  • Покажите взаимосвязь между объектом, предметом и методом конфликтологии.

  • Охарактеризуйте основные принципы исследования конфликта: 1) детерминизм, 2) системность, 3) развитие.

  • Объясните многообразие методов, применяемых конфликтологией. В чем заключается проблема выбора оптимальных методов исследования?

  • Охарактеризуйте основные методы конфликтологического исследования: 1) структурно-функциональный. 2) процессуально-динамический, 3) типологизацию, 4) прогностический, 5)разрешительный.

  • Покажите особенности разрешительного метода исследования конфликта и стратегии регулирования конфликта, вырабатываемые на его основе.

  • Сравните понятия “методологическая эйфория” и “методологический нигилизм”.

 

  1. Интерактивное занятие.

Проводится игра «Воздушный шап». После проведения игры студенты обсуждают некоторые особенности поведения в конфликте участников игры.

 

Рекомендуемая литература:

  • Анцупов А.Я. Конфликтология/ А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.-СПб: Питер, 2013. -528.

  • Козырев Г.И. Основы конфликтологии. Изд-во Инфра-М «Форум», 2014 – 240 с.

 

Практическое занятие № 2 (2 часа)

 

Тема 1.2. История развития конфликтологии

 

Обсуждение контрольных вопросов по теме:

  • Обоснование конфликта как естественной формы человеческого взаимодействия.

  • Разработка методов и технологий управления конфликтами.

  • Развитие конфликтологии как науки: этапы и итоги.

 

Рекомендуемая литература:

1)      Анцупов А.Я. Конфликтология/ А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.-СПб: Питер, 2013. -528.

  • Козырев Г.И. Основы конфликтологии. Изд-во Инфра-М «Форум», 2014 – 240 с.

  • Волков Б.С. Конфликтология: уч. пособие для студ. высших уч. завед / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. Изд. 3-е исп и доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 400с.

  • Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник. Изд-во «Дашков и К, 2013 . – 324 с.

  • Дмитриев А.В. Конликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.

 

Практическое занятие № 3,4i (4 часа - коллоквиум)

 

Тема 1.3. Проблема конфликта в гуманитарных науках

 

Обсуждение контрольных вопросов по теме:

  • Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения противоречия, борьбы и конфликта в древней и современной философии?

  • В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневековой философии? В чем смысл проблемы теодицеи и как ее разрешает современная религиозная философия?

  • Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.)

  • Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии? Как обосновывалась идея о возможности преодоления острых конфликтов при социализме в советской философии?

  • Покажите достоинства и недостатки исследования конфликта в классической философии.

  • Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социологии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?

  • Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объясните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом.

  • Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе.

  • Как объясняют роль конфликта теории социального согласия человеческих отношений разработанные Т. Парсонсом и Э. Мэйо?

  • Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравните статическую и динамическую модели конфликта по Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов?

  • Сравните социологический и психологический подходы к анализу конфликта.

  • В чем заключается вклад 3. Фрейда и К. Юнга в исследование психологических аспектов конфликта?

  • Какие типологии конфликтного поведения людей предложены Э. Берном и К. Томасом?

  • Какими науками, кроме конфликтологии, исследуется проблематика конфликта? В чем специфика исследования конфликта в правоведении?

 

Рекомендуемая литература:

  • Руденко А., Самыгин С. Конфликтология. Изд-во «Феникс», 2013. – 320 с.

  • Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009 – 336с. § 5

  • Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии, 3-е изд. СПб.: Питер, 2009. – 384с.

  • Ратников В.П. Конфликтология: учебник. Изд-во «Юнити-Дана, 2012.- с. 534.

Практическое занятие № 5 (2 часа)

Тема 1.4 Конфликтологическая практика: процесс становления

 

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Проанализируйте приведенные в тексте рекомендуемых учебников определения конфликта и дайте им оценку.

  • Что такое конфликт? Назовите основные его признаки.

  • Что является основой любого конфликта?

  • Объясните, существуют ли конфликты в неживой природе и животном мире?

  • Сравните конфликты и спортивное соревнование.

  • Что такое объект конфликта? Назовите основные характеристики объекта конфликта.

  • Сравните понятия: “объект конфликта” и “предмет конфликта”.

  • Что такое типология конфликтов?

  • Назовите основания, по которым можно классифицировать конфликты.

  • Охарактеризуйте основные типы конфликтов.

 

Рекомендуемая литература:

  • Руденко А., Самыгин С. Конфликтология. Изд-во «Феникс», 2013. – 320 с.

  • Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009 – 336с. § 5

  • Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии, 3-е изд. СПб.: Питер, 2009. – 384с.

  • Ратников В.П. Конфликтология: учебник. Изд-во «Юнити-Дана, 2012.- с. 534.

 

Практическое занятие № 6 i (2 часа)

 

Тема 1.5. Развитие конфликтологии в России

 

  1. Обсуждение контрольных вопросов:

  • Рассмотрите бесконфликтную модель общества как главенствующую теорию в советский период.

  • Обратите внимание на периоды и основные отрасли отечественной конфликтологии.

  • Рассмотрите историю конфликтологии 80-90-х гг. ХХ в. и возникновение новых форм социального взаимодействия в качестве основания для становления отечественной конфликтологии как науки.

  • Рассмотрите особенности конфликтологической практики в современной России.

  • Проанализируйте межэтнические и межнациональные конфликты в современной истории России.

 

  1. Интерактивное занятие.

Проводится круглый стол. Представители различных школ конфликтологии участвуют в дискуссии на тему «Будущее конфликтологии: проблемы и перспективы».

 

Рекомендуемая литература:

  • Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009 – 336с. §7

  • Руденко А., Самыгин С. Конфликтология. Изд-во «Феникс», 2013. – 320 с.

  • Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии, 3-е изд. СПб.: Питер, 2009. – 384с.

  • Ратников В.П. Конфликтология: учебник. Изд-во «Юнити-Дана, 2012.- с. 534.

  • Этнополитический конфликт: пути трансформации. Настольная книга Бергхофского центра. М., Наука,2007.

 

Практическое занятие № 7 (2 часа)

 

Тема 2.1.: Причины и функциональность конфликта

 

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Дайте определение функции конфликта.

  • Сравните явную и латентную функции конфликта. Приведите примеры.

  • В чем выражается противоречивость функций конфликта? Чем она обусловлена?

  • Всякая ли функция конфликта носит двойственный характер?

  • Что такое функциональный и дисфункциональный конфликт? Приведите примеры.

  • Каковы общие конструктивные функции конфликта?

  • Назовите конструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.

  • Каковы общие деструктивные функции конфликта?

  • Назовите деструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.

 

Рекомендуемая литература:

  • Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие 2-е изд. перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304с.

  • Волков Б.С. Конфликтология: уч. пособие для студ.  высших уч. завед / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. Изд. 3-е исп и доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 400с.

  • Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009. – 544с.

  • Конфликтология. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / А.Д. Атоян. - М.: А-Приор, 2010. - 64 с

 

Практическое занятие № 8,9 i (4 часа)

 

Тема 2.2. Структура и динамика конфликта

 

  1. Обсуждение контрольных вопросов:

  • Дайте характеристику конфликту как социальному феномену.

  • Рассмотрите стуктурные элементы конфликта: конфликтанты, зона разногласия, представления о ситуации, мотивы и действия конфликтантов.

  • Проанализируйте динамику конфликта, процесс развития конфликта: предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение конфликта, постконфликтная ситуация.

  • Проанализируйте примеры из литературы. Рассмотрите динамику конфликта в произведениях.

 

  1. Интерактивное занятие.

Проводится ролевая игра «Конфликты в повседневном общении». Рассматриваются бытовые ситуации общения. Анализируется структура конфликта на примерах.

 

Рекомендуемая литература:

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2009. – с. 22 - 36

  • Горелик В.А., Горелов А.Ф., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. – М., 1991. – с. 16 - 38

  • Гришина Н.В. Психология конфликта.– СПб: Питер, 2000. – с. 209 - 279

  • Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М: Владос, 2000. –с. 12 - 17

  • Кондыбо В.И. , Басков В.П. Введение в конфликтологию. – Ярославль, 1993. – с.21 - 33

  • Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова. – М., 2001. – с. 118 - 135

  • Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. – СПб, 1997. – с. 22 - 44

  • Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. – с.63-120

  • Саати Т. Математические модели конфликтной ситуации. – М., 1977. – с. 41 - 52

 

Практическое занятие № 10, 11 (4 часа)

 

Тема 2.3. Классификация конфликтов

 

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Рассмотрите классификацию конфликтов по критериям: стороны конфликта, сферы наличия конфликта, результативность, направленность, аспекты потребностей, продолжительность по времени.

  • Смоделируйте конфликтные ситуации в соответствие с типологией. Дайте подорбную характеристику каждой их них.

  • Выделите основания в конфликтных ситуациях, определеите значение для управления конфликтом.

  • Рассмотрите конфликты, выделенные по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам (экологические конфликты).

  • Рассмотрите виды международных конфликтов.

  • Проанализируйте, какие существуют формы массовых конфликтов: межгосударственные и гражданские войны, революции, бунты, мятежи, погромы, путчи, саботаж, общенациональные и отраслевые стачки и забастовки.

 

Рекомендуемая литература:

  • Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990 .

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология .– М., 2009.

  • Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. – М., 1988. – с. 54 - 72

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография – М., 1996.

  • Ворожейкин И.Е., Китанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М: Инфра – М, 2000.

  • Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., Питер, 2000.

  • Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М.: РАН, 1993.

  • Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. Уч. пособие для студ. высших уч. зав. – М: Аспект-Пресс, 1995.

  • Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М: Владос, 2000.

  • Кондыбо В.И., Басков В.П. Введение в конфликтологию. – Ярославль, 1993.

  • Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М: Владос, 2000.

  • Конфликтология /Под. ред. В.П. Ратникова. – М., «ЮНИТИ», 2001.

  • Степаненкова В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социологические исследования, 1994, № 5.

  • Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М., 2000.

 

Практическое занятие № 12,13 i (4 часа)

 

Тема 3.1. Роль конфликтов для развития и функционирования организации

 

  1. Обсуждение контрольных вопросов:

  • Рассмотрите понятие организации в структуре современного общества (различные подходы).

  • Проанализируйте основные типы конфликтов в организациях: межличностные, межгрупповые конфликты, конфликты между группой и личностью.

  • Рассмотрите основные функции конфликтов в организации.

  • Проанализируйте основные факторы, влияющие на возникновение конфликтов в организации: численность, группы, состав, наличие норм поведения, существование неформального лидера, распределение ролей в группе;

  • Выделите конфликты в организации на различных стадиях развития: первичного синтеза, дифференциации, интеграции, стабилизации, распада.

 

  1. Интерактивное занятие.

Проводится коммуникативная игра «Вертушка общения в организации». Рассматриваются примеры проведения конфликтных переговоров в организации. Анализируются ситуации и достигнутые участниками цели.

 

Рекомендуемая литература:

  • Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1983. – с. 33 - 56

  • Вересов Н.Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. – М. Московский психолого-социальный институт: из-во «Флинта», 1998. – с. 5 - 76

  • Горелина В.А., Горелов А.Ф., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. – М., 1991. – с. 34 - 77

  • Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990. – с. 23 - 45

  • Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятиях. – Калуга, 1993. – с. 18 - 43

  • Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 1996. – с. 65 - 77

  • Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – с. 19 - 33

  • Конфликтология / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: «ЮНИТИ», 2001. – с. 206 - 227, 271 - 278

  • Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. Общение в работе руководителя. – М.: «Экономика», 2000. – с. 35 - 66

  • Советы психолога менеджеру / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб, 1994. – с. 22 - 61

  • Шаленко В.П. Конфликты в трудовых коллективах. – М., 1995. – с. 15 - 31

 

 

Практическое занятие № 14 i (2 часа)

 

Тема 3.2. Внутриорганизационные конфликты и конфликты с внешней средой организации. Групповой конфликт и его разновидности.

 

 

  1. Обсуждение контрольных вопросов:

  • Рассмотрите виды конфликтологической деятельности по управлению конфликтами в организациях и с внешней средой.

  • Выявите методы определения сплоченности и стадии развития коллектива.

  • Проанализируйте, как можно диагностировать микроклимат в организации

  • Дайте определение социометрии и проанализируйте ее использование для изучения микроклимата в организации

  • Определите: что такое всихологический климатический круг Б. Такмена?

 

  1. Интерактивное занятие.

Проводится деловая игра «Тяжелые условия выбора». Участники ведут переговоры от имени разных компаний и отстаивают свои интересы. Анализируются ситуации и достигнутые цели.

 

Рекомендуемая литература:

  • Вересов Н.Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. – М. Московский психолого-социальный институт: из-во «Флинта», 1998. – с. 5 - 76

  • Горелина В.А., Горелов А.Ф., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. – М., 1991. – с. 15 - 44

  • Конфликтология. Хрестоматия /Сост. Н.И. Леонов. – Москва – Воронеж, 2002. – с. 53 - 70

  • Конфликтология / Под ред. В.П. Ратникова. – М , 2001. – с. 206 - 227, 271 - 278

  • Шаленко В.П. Конфликты в трудовых коллективах. – М., 1995. – с. 33 - 51

  • Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. – М., 1995. – с. 42-57

 

Практическое занятие № 15 (2 часа)

 

Тема 3.3 Структурные конфликты

 

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Определите, что такое структурный конфликт?

  • Выявите причины возникновения структурных конфликтов: взаимозависимость в работе (пуловая, последовательная, соответственная), различие в целях, обусловленное специализацией подразделений, позиционные, статусные и социально-психологические различия, неадекватные управленческие решения.

  • Проанализируйте зависимость конфликтов в организации от этапа ее жизненного цикла.

  • Рассмотрите диагностическую модель организационного конфликта Л.Гринхелга.

 

Рекомендуемая литература:

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2009. – с. 42 - 54

  • Горелик В.А., Горелов А.Ф., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. – М., 1991. – с. 41 - 48

  • Гришина Н.В. Психология конфликта.– СПб: Питер, 2000. – с. 250 - 269

  • Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М: Владос, 2000. –с. 28 - 37

  • Кондыбо В.И. , Басков В.П. Введение в конфликтологию. – Ярославль, 1993. – с.25 - 38

  • Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова. – М., 2001. – с. 185 - 191

  • Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. – СПб, 1997. – с. 35 - 54

  • Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. – с.125-140

 

Практическое занятие № 16, 17 i (4 часа)

 

Тема 3.4. Трудовые и инновационные конфликты.

 

Интерактивное занятие.

Студентам предлагается поучаствовать в ролевой игре на тему «Трудовые конфликты».

Участникам раздаются роли согласно конфликтующим сторонам и просят их решить конфликтную ситуацию, использовав уже известные им техники (техника посредничества, четырехшаговый метод Д. Дэна). Ролевые ситуации заранее расписаны на билетах. Участники в произвольном порядке вытягивают роль и садятся за стол переговоров. Переговоры длятся 3-4 минуты. Каждый студент принимает участие. Обсуждение выбраннах тактик поведения и достигнутых результатов.

 

Практическое занятие № 18,19,20  (6 часов)

 

Тема 4.1. Внутриличностный конфликт: особенности понятия

 

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Как понимали внутриличностный конфликт И. Кант, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский? Объясните высказывание Вл. Соловьева: “Стыжусь, следовательно, существую”.

  • Расскажите об истоках научного исследования внутриличностного конфликта.

  • В чем заключается специфика анализа внутриличностного конфликта 3. Фрейдом?

  • Расскажите о вкладе в теорию внутриличностного конфликта К. Левина,

  • Кому принадлежит понимание внутриличностного конфликта как диссонанса между “Я-концепцией” и идеальным “Я”?

  • В чем состоит сущность внутриличностного конфликта по А. Маслоу?

  • Что такое внутриличностный конфликт с точки зрения В. Франкла? Объясните понятие “экзистенциальный вакуум”и его отношение к внутриличностному конфликту.

  • Что такое внутриличностный конфликт с точки зрения А.Н. Леонтьева?

  • Дайте обобщенное определение внутриличностного конфликта.

  • Назовите основные характеристики внутриличностного конфликта.

  • Назовите основные виды внутриличностных конфликтов. Приведите примеры конфликта потребностей, конфликта социальных норм и конфликта между потребностью и социальной нормой.

  • В чем состоит сущность мотивационного конфликта? Чем он отличается от нравственного конфликта? Приведите примеры того и другого.

  • Что такое ролевой конфликт? Сравните межролевой и внутриролевой конфликты.

  • К какому виду внутриличностного конфликта относится конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека.

  • Дайте определение невротическому конфликту. Сравните его с другими видами конфликтов.

 

Рекомендуемая литература:

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2009.

  • Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010 – 912с.

  • Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов / пер. с нем. Л.Конторовой. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. – 296с.

  • Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

  • Гришина Н.В. Психология конфликта.– СПб: Питер, 2000.

  • Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова. – М., 2001.

 

Практическое занятие 21, 22, 23 (6 часов)

 

Тема 4.2. Ролевой конфликт и формы его проявления

 

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Разъясните интеракционистскую концепцию объяснения ролевого конфликта.

  • Проанализируйте понятие адаптационного конфликта.

  • Что такое: конфликт неадекватной самооценки? Приведите примеры.

  • Рассмотрите концепцию К. Роджерса. Дайте определение понятию «уровня притязаний» и ответьте на вопрос: какова его роль в Я-концепции человека?

  • Рассмотрите концепцию психосоциального развития Э.Эриксона и проанализируйте особенности протекания конфликтов на разных жизненных этапах.

  • Дайте определение невротическому конфликту и проанализируйте его возможные последствия.

  • Рассмотрите суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта.

  • Проанализируйте практику психологической помощи при остром интрапсихическом конфликте.

  • Выделите факторы и механизмы разрешения личностного конфликта.

  • Определите специфику самоменеджмента руководителя для профилактики и разрешения интерперсональных конфликтов.

 

Рекомендуемая литература:

  • Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: «ЮНИТИ», 2001. – с. 114 -187

  • Крегер О , Дж.М. Тьюсон Типы людей.– М.: Персей. Вече. АСТ., 1995.

  • Крогиус Н.В. Личность в конфликте.– Саратов, 1976. – с.78-92

  • Левинсон Г. Что делать с «шершавым» сотрудником / Не повторять ошибок. – М.:1988.

Практическое занятие 24 (2 часа)

Тема 4.3. Межличностные конфликты и их специфика

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Рассмотрите модели поведения личностей в конфликтном взаимодействии и их характеристики.

  • Выделите психологические особенности личности, влияющие на возникновение и протекание конфликтов.

  • Определите природные свойства личности и их влияние на возникновение и протекание конфликта.

  • Выявите систему потребностей, мотивов и интересов личности.

  • Проанализируйте внутреннее представление личности о себе и о других. Влияние этого представления на протекание конфликтов.

 

Рекомендуемая литература:

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб., 1997. – с. 33 - 61

  • Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: «ЮНИТИ», 2001. – с. 74 - 87 97 - 110

  • Крегер О , Дж.М. Тьюсон Типы людей.– М.: Персей. Вече. АСТ., 1995. – с. 12 - 56

  • Крогиус Н.В. Личность в конфликте.– Саратов, 1976. – с.34-62

  • Левинсон Г. Что делать с «шершавым» сотрудником / Не повторять ошибок. – М.:1988, с.12-23

  • Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – М., 1993. – с. 15 - 42

  • Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми.– М: Владос, 2000. – с. 16 - 57

Практическое занятие 25,26 (4 часа)

Тема 4.4. Типичные конфликтогены в межличностном взаимодействии

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Рассмотрите понятие и виды конфликтогенов.

  • Выделите типологию конфликтных людей, проанализируйте налаживание коммуникации с конфликтными людьми.

  • Рассмотрите типологию причинных факторов конфликта В. Линкольна.

  • Выделите особенности субординационных конфликтов по концепции В. Мастенбрука.

  • Определите понятие «моббинга» в социальном взаимодействии.

  • Выявите специфику вертикальных и горизонтальных конфликтов в организации, определите роль руководителя в их урегулировании.

 

Рекомендуемая литература:

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2009.

  • Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010 – 912с.

  • Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов / пер. с нем. Л.Конторовой. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. – 296с.

  • Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

Практическое занятие 27,28 (4 часа)

Тема 5.1. Современные методы изучения конфликта

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Какие сегодня существуют концепции управляемости конфликта?

  • Разъясните концепции С.Хилла, В.Ури и Б.Л. Еремина.

  • Проведите сравнение между концепциями Л. Гринхелга и Л. Крисберга.

  • Объясните понятие стереотипа ритуальной агрессивности по В.Лефевру.

  • Рассмотрите факторы использования силовых методов при разрешении конфликта: предпосылки и последствия (П.Карневал, Д.Пруитт).

  • Рассмотрите факторы управляемости конфликта (Р.Дарендорф, М.Дойч).

 

Рекомендуемая литература:

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2009.

  • Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010 – 912с.

  • Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов / пер. с нем. Л.Конторовой. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. – 296с.

  • Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

 

Практическое занятие 29 (2 часа)

Тема 5.2. Стадии управления конфликтом

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Разъясните понятия: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование разрешение конфликта.

  • Проанализируйте возможные действия участников конфликта на каждой стадии управления конфликтом.

  • Какие методы управления конфликтом используются в организациях в России и за рубежом?

 

Рекомедуемая литература:

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб, 2010.

  • Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: «ЮНИТИ», 2001.

  • Крегер О , Дж.М. Тьюсон Типы людей.– М.: Персей. Вече. АСТ, 1995.

  • Крогиус Н.В. Личность в конфликте. – Саратов, 1976.

  • Левинсон Г. Что делать с «шершавым» сотрудником / Не повторять ошибок. – М.: 1988. – с. 40-63

Практическое занятие 30 (2 часа)

Тема 5.3. Предупреждение конфликта и регулирование конфликта

Обсуждение контрольных вопросов:

  • Рассмотрите прогнозирование как метод предупреждения конфликта: выявление его возможных причин и потенциального развития.

  • Проанализируйте существующие методы выявления возможных причин и факторов межличностных и групповых конфликтов.

  • Рассмотрите концепцию А. Эллиса и Р.Мак-Маллина. Проанализируйте рационально-эмотивную терапию для управления собственным поведением в конфликте.

  • Рассмотрите стратегии ослабления стресса, выявления дистресса.

  • Выделите методы управления эмоциональным состоянием во время конфликта.

  • Рассмотрите концепцию Д. Скотта и ее использование для эффективного общения.

  • Охарактеризуйте манипулятивные технологии и способы защиты от них.

  • Рассмотрите понятие «карты конфликта» и ее структурные элементы.

  • Выявите понятие «легитимации конфликта», рассмотрите структурирование групп и институционализация как методы регулированиия конфликта.

  • Рассмотрите возможности использования технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений.

  • Выявите основное содержание регулирования отношений с конфликтантами: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

  • Рассмотрите технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникационные, социально-психологические, организационные.

 

Рекомендуемая литература:

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. – СПб, 1997. – с. 45 – 78

  • Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: «ЮНИТИ», 2001. – с.74 - 87, 97 - 110

  • Крегер О , Дж.М. Тьюсон Типы людей.– М.: Персей. Вече. АСТ, 1995. – с. 12 - 56

  • Крогиус Н.В. Личность в конфликте. – Саратов, 1976. – с. 34 - 62

  • Левинсон Г. Что делать с «шершавым» сотрудником / Не повторять ошибок. – М.: 1988. – с. 12 - 23

  • Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – М., 1993. – с. 33 – 41

 

Практическое занятие 31,32 i (4 часа)

Тема 5.4. Переговорный процесс как форма регулирования конфликта

 

  1. Обсуждение контрольных вопросов:

  • Рассмотрите понятие и виды переговоров, техники переговорного процесса.

  • Рассмотрите понятие медиации в переговорном процессе, функции медиаторов (контактных, спонтанных), их тактики взаимодействия с оппонентами и этапы медиативной процедуры, определение эффективности медиативной процедуры. Медиаторство в России: актуальное состояние и перспективы.

  • Проанализируйте концепцию Дж. Портера и понятие «прямых переговоров».

  • Выявите основные этапы переговорного процесса

  • Выделите ошибки переговорного процесса: организационные, поведенческие, коммуникативные.

  • Рассмотрите понятие дискуссии: правило выслушивания, правило равенства, процедурное правило, правило безоценочных суждений, правило технологической оснащенности, правило преодоления тупиков (А.К.Зайцев).

  • Проанализируйте стили ведения переговоров.

  • Рассмотрите метод принципиальных переговоров Гарвардской школы.

  • Проанализируйте 4-шаговый метод достижения согласия Д.Дена: требования, направленность, специфика.

  • Рассмотрите возможности вмешательства в конфликт со стороны третьих лиц: консультация, арбитраж, третейский суд, наблюдение (границы использования, специфика).

  • Рассмотрите этап завершения конфликта как заключительный этап управления. Какие существуют возможные формы завершения конфликта.

  • Рассмотрите структурные методы завершения конфликта: технологию суперординарных целей, изменение ресурсов конфликтующих сторон, изменение структурных факторов, использование координационных механизмов и систем вознаграждения и поощрения.

  • Проанализируйте понятия «компромисс» и «консенсус».

  • Рассмотрите типы интегративных решений по Дж.Рубину.

  • Проанализируйте технологию выработки интегративного решения - генератор альтернатив по Х.Корнелиусу иШ.Фейру.

 

  1. Интерактивное занятие.

Проводится игра «Жесткие переговоры». Время на проведение переговоров ограничено. Анализируются достигнутые результаты.

 

Рекомендуемая литература:

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2009.

  • Конфликтология. / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: «ЮНИТИ».

  • Крогиус Н.В. Личность в конфликте. – Саратов, 1976. – с.98 – 112.

  • Психология конфликта. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

 

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

 

Ниже перечислены основные причины конфликтов в организации. Проанализируйте работу организаций, с которыми Вы знакомы (работаете или работали ранее, приходилось обращаться, работают Ваши знакомые и т.п.) и приведите конкретные примеры-описание событий. (Письменная работа – от 0,5 до 1 стр. формата А4 на каждую причину).

Один из Ваших примеров подготовьте для обсуждения на семинаре.

Причины конфликтов.

  • Персональные причины (психологическая несовместимость, различия в образовании и опыте);

  • Структурные причины. Несовершенство:

    • коммуникационной структуры;

    • организационной структуры;

    • технической структуры;

    • ролевой структуры: противоречия между должностными инструкциями и требованиями к работнику.

 

  1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ

 

5.1. Система оценки для бакалавров

Для бакалавров очной формы обучения применяется балльно-рейтинговая система обучения,  текущий и итоговый контроль осуществляется в соответствии с технологической картой  дисциплины.

Для бакалавров заочной формы обучения – указать, как оценивается обязательная  контрольная работа на межсессионный период, практическая работа  на семинарах, дать описание и систему оценки итоговой работы.

 

Итоговая оценка по  дисциплине выставляется (шкала предлагается для примера!!!):

«удовлетворительно», если суммарно начислено не менее  50 баллов;

«хорошо», если суммарно начислено не менее  66 баллов;

«отлично», если суммарно начислено не менее 76 баллов.

 

  1. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Исторические особенности отношения общества к конфликту. Предмет конфликтологии.

  1. Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.

  2. Этапы развития конфликтологии.

  3. Конфликтный функционализм Г.Зиммеля.

  4. Социал-дарвинистская концепция конфликта: представители, особенности. Равновесная и конфликтная модели: сравнительный анализ

  5. Диалектическая теория конфликта К.Маркса.

  6. Функциональная концепция конфликта Т.Парсонса.

  7. Особенности рассмотрения конфликта в теории Л.Козера.

  8. Концепция конфликта Р.Дарендорфа.

  9. Общая теория конфликта Р.Боулдинга.

  10. Теория согласия и структурного насилия И.Гальтунга.

  11. Конфликт как форма воспроизводства общества А.Турена.

  12. Теория агрессии К.Лоренца.

  13. Интрапсихические теории возникновения конфликта.

  14. Когнитивистские теории конфликта.

  15. Ситуационные теории конфликта.

  16. Особенности отношения к конфликту в отечественной науке.

  17. Понятие конфликта: позиции, их специфика.

  18. Структурная модель конфликта.

  19. Причины и факторы конфликтов.

  20. Проблема типологии конфликтов.

  21. Функциональность конфликта.

  22. Признаки конфликтной ситуации.

  23. Динамическая модель конфликта.

  24. Динамика межгрупповых конфликтов.

  25. Понятие эскалации конфликта: механизм и сущность.

  26. Поведенческие и структурные изменения сторон конфликта на этапе эскалации.

  27. Тактики поведения на этапе эскалации конфликта.

  28. Понятие конфликтогена, типология конфликтогенов.

  29. Понятие управления конфликтом, факторы неуправляемости.

  30. Прогнозирование конфликта как форма стратегического управления.

  31. Способы предупреждения конфликта.

  32. Социальные технологии регулирования конфликтов.

  33. Способы регулирования конфликтов.

  34. Посредничество как способ регулирования конфликтов (формы, методы).

  35. Роль руководителя коллектива в регулировании конфликтов.

  36. Роль органов власти в регулировании конфликтов.

  37. Формы завершения конфликта.

  38. Политические конфликты (причины, формы, способы регулирования).

  39. Социальная напряженность и социальные конфликты.

  40. Конфликты в организации: типология, специфика.

  41. Понятие стиля поведения в конфликте.

  42. Внутриличностные конфликты: общая характеристика, специфические черты, способы предупреждения и регулирования.

  43. Интерпсихические конфликты: формы и сферы проявления, особенности возникновения и развития.

  44. Способы управления межличностными конфликтами.

  45. Понятие группового конфликта: типология, специфика, формы регулирования.

  46. Экономические конфликты

  47. Конфликты в сфере культуры.

  48. Этнические конфликты. Межнациональные конфликты в регионе.

  49. Трудовые конфликты, пути их разрешения.

  50. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

 



ИЛИ