Заказать работу

Лекция №3
Тема: Окончательное объединение русских земель. Образование централизованного русского государства.

План:
1. Феодальная война 1425-1453 гг.
2. Русь и флорентийская уния
3. Объединение земель северо-восточной Руси
4. Централизация власти

У Дмитрия Донского было двое сыновей: Василий I (1389-1425 гг.) и Юрий. По лествичному праву должен после Василия править Юрий, но Василий завещал престол своему сыну Василию II (1425-1462 г.). Но Василию исполняется к этому моменту всего 10 лет и Юрий Звенигородский захватывает власть. В ходне борьбы Юрия и Василия, Василий был ослеплен и поэтому он получил прозвище Темный, был сослан в монастырь. Сын Юрия – Дмитрий Шемяка. Василий Темный возвращается в Москву, воюет с татами, попадает в плен. Начинает править Дмитрий Шемяка, при нем централизации не происходит. Когда князя берут в плен, население обязано собирать выкуп.
В 1453 г. устанавливается прямой порядок наследования и продолжается процесс объединения русских земель. Окончательное воссоединение произошло при Иване III (1462-1505 гг.) – сын Василия Темного. Присоединяются все земли, кроме Великого Новгорода и Твери. Сильным остается Литовское княжество. 1471 г . – договор Новгорода с Литвой и входит в состав Великого княжества Литовского. Вероисповедание в Литве католическое. 1471 г. – Иван III идет с походом, битва на реке Шелонь, Новгород терпит поражение и спустя 7 лет вся Новгородская республика была присоединена к Московскому княжеству, которое увеличивается в 2 раза. Остается не присоединенной Тверь. Она была окружена со всех сторон Московскими землями. Она также прибегает к помощи Литвы, которая не поддерживает Тверь, но разрешает переехать княжескому дому в Литву.
1483 г. – присоединение Твери. Остается Рязанское княжество и Псковская республика.
1510 г. – присоединение Пскова.
1521 г. – присоединение Рязани.
На рубеже 15 и 16 веков происходит несколько крупных Московско-Литовских войн. В Московское княжество вошли: Смоленск (1514 г., в честь этого построен Новодевичий монастырь), Чернигов (1505 г.).
К середине 16 века образуется централизованное русское государство. Великий князь Московский рассматривает свою землю как вотчину.
При великом князе есть ближайшие советники – боярская дума (5-12 человек).
Местничество – институт преобладания статуса над личными характеристиками.
Из среды бояр назначаются наместники, печатник, конюший (председатель боярской думой), чашник, постельничий.
Удельные князья становятся боярами, но все равно сохраняют титул князя. Князья происходили только из двух династий: Рюриковичи и Гедеминовичи (потомки литовского князя). В итоге они теряют титул и становятся просто московскими боярами.
Ивану III предлагают стать королем, предложение поступает от Папы Римского, но он отказывается. Появляется государственная эмблема – двуглавый орел. 1453 г. пал Константинополь.
Идеология Москва-Третий Рим. Первый Рим – настоящий Рим, второй – Константинополь, а третий – Москва. Иван III женится на последней Византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог. Двуглавого орла, возможно, привезла с собой из Византии. Вторая версия: копия с герба австрийских императоров.
Строительство Московского Кремля при Иване III в 1477-1479 гг. За мастерами для строительства отправили в Италию. Главный архитектор – Аристотель Феорованти, Фрязин. За образец был взят замок Сфорци под Турином. Строительство Соборной площади. Сначала Успенский собор (копирует Владимирский Успенский собор), Архангельский собор (усыпальница князей), Грановитая палата.
Россия становится европейской державой, изменяется внешняя политика. Основные партнеры – Дания, Австрия. 16 и 17 век – постоянная борьба между Москвой и Польско-Литовским государством. Иван III издает новый свод законов – «Судебник». Ограничение крестьянского перехода. До этого если крестьянину не нравился его хозяин, он мог перейти к другому. Теперь это можно было сделать только в Юрьев день (26 ноября). При этом он должен был заплатить рубль.
Церковь становится автокефальной, т.е. независимой. Флорентийская уния – объединение православия и католицизма в 1448 г. Русский митрополит Исидор участвовал во Флорентийском соборе, ему дали сан кардинала, приехал в Москву, где его и посадили в тюрьму.
Нестяжатели. Глава – Нил Сорский. Говорили, что церкви нельзя владеть никаким имуществом, нужно отказаться от земель, разной утвари.
Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким. Считал, что божье богатство – церковное богатство. Чем церковь богаче, тем она лучше.
Ереси. Основная – ересь жидовствующих. Отрицали троицу, среди них искали виновных. Появляется в Новгороде и Москве. Пантеистическое учение: Бог растворен в природе.


ИЛИ