Заказать работу


Уважаемый студент! 

Стоимость работы составляет 1500 рублей.

Если вас заинтересовала эта работа, то Вы можете заказать её у нас. Для этого Вам нужно отправить нам заявку и оплатить заказ.

Если же Вам потребуется другой вариант работы, то можете с легкостью заказать его на нашем сайте. Мы свяжемся в вами в ближайшее время. Мы гарантируем качественно и в кратчайшие сроки выполнить Ваш заказ.

Всегда рады Вам помочь!




Раздел 1: Цели и задачи освоения дисциплины «Производственная практика»:
Целями освоения дисциплины «Производственная практика» являются: содействие становлению базовой и специальной профессиональной компетентности студента в области психолого-педагогического сопровождения детей, образовательного процесса, семьи с учетом дифференциации и индивидуализации образовательных маршрутов, а также современных технологий дошкольного образования.
Раздел 2: Место дисциплины «Производственная практика» в структуре основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование.
Рабочая программа дисциплины «Производственная практика» разработана для студентов заочной формы обучения направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование.
Общая трудоемкость дисциплины - 9 зачетных единиц, что составляет 324 часа в течение 6 недель.
Производственная практика является составной частью образовательного маршрута студента бакалавриата. Она выступает логическим продолжением учебной практики студентов.
Организация производственной практики предоставляет возможность погружения студента в реальный образовательный процесс, в ходе которого осуществляется целенаправленное саморазвитие профессиональных компетенций.
Раздел 3: Место и время проведения производственной практики.
Производственная практика студентов 4 курса осуществляется в группах детей раннего и дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций с 1.09 по 12.10. 2015 г. (в течение 6 недель).
 
Раздел 4: Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «Производственная практика».
Индекс Содержание
ОК-8 способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий
ОПК-4 готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов
ОПК-5 готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую
ОПК-6 способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды
ОПК-7 готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе
ОПК-8 способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики
ОПК-9 способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития
ОПК-10 способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач
 
 
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен:
Знать:
  • организационно-правовые и психолого-педагогические основы дошкольного образования, требования федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования, а также требования профессионального стандарта педагога;
  • ключевые идеи концепции целостного развития ребенка-дошкольника и психолого-педагогические условия ее реализации в системе дошкольного образования;
  • должностные обязанности (трудовые функции, умения и знания педагога дошкольного образования) воспитателя детей дошкольного возраста в ДОО;
Уметь:
  • определять общие и частные задачи целостного образовательного процесса с учетом принципов педагогической интеграции и комплексно-тематического планирования;
  • отбирать содержание дошкольного образования детей с учетом задач образовательных областей основной образовательной программы ДОО, возрастных и индивидуальных особенностей детей при проектировании различных видов деятельности;
  • применять современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО, осуществлять различные виды педагогического взаимодействия на основе гибкой смены профессиональной позиции – дидактической, партнерской, создателя условий и др.;
  • создавать развивающее образовательное пространство (в том числе, предметно-пространственную среду) с учетом психолого-педагогических и социокультурных условий, определенных ФГОС ДО;
  • оценивать личностные достижения, оформлять портфолио ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития совместно с другими субъектами образовательных отношений;
Владеть:
  • методами исследования конкретной образовательной ситуации, выявления образовательных возможностей и достижений детей, психолого-педагогического сопровождения целостного образовательного процесса;
  • алгоритмами решения учебно-профессиональных задач;
  • навыками самоанализа своей учебно-профессиональной деятельности с целью саморазвития профессиональных компетенций.
 
Раздел 5: Структура и содержание дисциплины «Производственная практика».
Содержание учебно-профессиональной деятельности студентов
Под учебно-профессиональной деятельностью студентов на педагогической практике имеются в виду следующие формы организации образовательного процесса в ДОО:
- организованная образовательная деятельность (занятия),
- совместная деятельность педагога с детьми (режимные процессы и самообслуживание, физкультурно-оздоровительная работа, прогулка, игра, общение, труд, художественно-продуктивные и познавательно-исследовательские виды деятельности и др.);
- а также проектирование психолого-педагогических условий построения предметно-развивающей среды или взаимодействия с семьями воспитанников в целях решения конкретной учебно-профессиональной задачи.
Условия выполнения учебно-профессиональных заданий:
  • предварительное изучение примерной основной образовательной программы дошкольного образования, содержание которой реализуется в образовательном процессе ДОО, а также основной образовательной программы возрастной группы (обязательной и вариативной части);
  • методической литературы по конкретным направлениям развития детей и образовательным областям;
  • сравнительный анализ режима дня в разных возрастных группах, структурированные наблюдения и анализ педагогического процесса.
Объекты наблюдения — содержание деятельности педагога и детей, образовательные ситуации, построение предметной развивающей среды.
Раздел 6: Образовательные технологии.
Главной идеей компетентностного подхода к организации производственной практики является развитие и саморазвитие общепрофессиональных и специальных компетенций и профессионально важных свойств и качеств личности (педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, мотивация профессиональной деятельности и др.) будущего бакалавра в качестве приоритетной цели. Выполнение комплекса учебно-профессиональных заданий и организация студентом субъект-субъектного взаимодействия с детьми выступают в качестве педагогических средств развития профессиональной компетентности.
Модель производственной практики в ДОО
4-й курс (6 недель)
Всего - 324 часа
№п/п Этапы практики Виды учебной работы Трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля
1 Подготовительный Установочная конференцияИнструктаж по правилам охраны жизни и здоровья детей в ДООСамодиагностика компетенций  48 часов График учебно-профессиональной деятельности студентаИндивидуальная программа саморазвития компетенций
2 Активная практика Выполнение обязательных и вариативных заданийСамоанализ практической деятельностиПостановка профессиональных задач на основе выявленных затруднений  222 часа Ведение дневникаКонсультации и помощь руководителя практики 
3 Заключительный Подготовка отчётной документации по итогам практикиАнализ результатов итоговой самодиагностикиИтоговая конференция  48 часов Анкетирование.Тезисы и презентации докладовПроверка отчетов
 
Практика в качестве воспитателя детей дошкольного возраста заключается в том, что студентам предстоит самостоятельно проектировать целостный образовательный процесс с учетом конкретной образовательной ситуации в возрастной группе.
Каждый выход студентов в возрастную группу детского сада связывается с постановкой и решением определенной учебно-профессиональной задачи, а заканчивается - педагогической рефлексией или самоанализом.
Активному этапу практики предшествует предварительная подготовка – теоретическая и практическая. Теоретическая подготовка включает в себя изучение программно-методической документации, перспективных и календарных планов работы педагогов. В ходе практической подготовки происходит ознакомление студента с детским сообществом (включенные наблюдения, игровое взаимодействие, диалогическое общение), традициями и педагогическим опытом детского сада, возможностями предметно-пространственной среды и др.
Знакомство с возрастной группой начинается с анализа задач и содержания работы по образовательной программе детского сада, выявления проблем в освоении детьми содержания дошкольного образования по основным направлениям – социально-коммуникативного развития, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического.
Тематический план производственной практики
  1. Физическое развитие дошкольника:
  • комплексное использование средств физического воспитания как необходимое условие успешного решения задач по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровому образу жизни;
  • формы физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня: оздоровительная гимнастика, физкультурные досуги, индивидуальная работа по развитию движений детей, самостоятельная двигательная активность детей.
  1. Интегрированный подход к проектированию и реализации задач воспитания и развития детей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное и речевое; художественно-эстетическое:
  • организация образовательного процесса в группах детей раннего и дошкольного возраста: интегрированные виды совместной деятельности, своеобразие мотивации игровой, познавательной и продуктивной деятельности детей с учетом половозрастных особенностей, приемы стимулирования различных видов активности дошкольников;
  • обоснование смены педагогической позиции воспитателя — дидактической, партнерской, «создателя условий» для обеспечения ребенку субъектной позиции в образовательных ситуациях различных видов;
  • диагностика и планирование познавательно-речевого, логико-математического, экологического и социально-личностного развития детей.
  1. Развитие творческих способностей детей в художественно-продуктивных видах деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкально-игровой, театрализованной, художественно-речевой и др.):
  • задачи и содержание развития художественно-продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста;
  • специфика применения методов и приемов эстетического развития детей в различных формах организации детской художественной деятельности — на занятиях, в совместной и самостоятельной художественной деятельности детей.
  1. Виды и формы взаимодействия воспитателя с ребенком в совместной деятельности:
  • реально-практические и игровые ситуации, познавательно-исследовательская (проектная) деятельность, творческие, сюжетно-дидактические и развивающие игры.
Обязательные учебно-профессиональные задания
педагогической практики
Для развития гностических умений:
 
1.1. Изучить особенности диалогической речи детей 4—6 лет в ситуации общения «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок».
Содержание разговоров фиксируйте в протоколах наблюдений дословно, с сохранением особенностей речи участников и их поведения. Объекты для анализа данных: мотивы общения, тематика и содержание разговоров, анализ особенностей речи детей (лексика, ее богатство и разнообразие; развернутость высказываний; использование форм речевого этикета; культура поведения во время речевого общения). Результаты наблюдений и анализа необходимо оформить в виде таблиц. Обосновать выводы и рекомендации для построения индивидуальной программы развития диалогических умений одного ребенка.
1.2. Изучить литературные интересы двух-трех детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальных бесед о детских писателях, их произведениях, жанрах, сюжетах, персонажах. Представьте разработанные вами вопросы для беседы, опросный бланк, аргументированные выводы и рекомендации для последующей индивидуальной работы.
1.3. Сделать анализ оборудования центров развития детских интересов в помещении одной из возрастных групп: познавательно-исследовательской или художественно-продуктивной деятельности, уголка книги (место расположения, эстетика оформления, освещенность, формы работы с детьми).
1.4. Проанализировать продукты деятельности детей (рисунок, постройку, рассказ и др.). Составьте педагогические задачи, направленные на поддержку развития интересов детей с учетом гендерных различий.
 
Для развития проектировочных умений:
2.1. Составить программу совместного с родителями изучения ребенка на основе портфолио («копилки личных достижений ребенка»).
Примерная структура. Первый этап — «Какой он (ребенок) хороший» — включает в себя следующие материалы: размышления воспитателей о ребенке; свободная беседа «Расскажи о себе»; интервью со сверстниками изучаемого ребенка; рисунки на тему «Мы играем в детском саду», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Моя мечта» и др.; самооценка на основе модифицированного теста «Лесенка».
Второй этап — «Какой ребенок умелый» — включает в себя анкеты и проблемные ситуации для родителей: «Каким мы видим нашего ребенка»; свободная беседа с ребенком «Твои любимые занятия», «Твои хорошие поступки»; интервью с педагогами дополнительного образования в ДОУ о достижениях ребенка; свободную характеристику педагога-психолога.
Третий этап — «Какой ребенок успешный» — включает в себя: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы ребенка.
Самоанализ выполненного задания: результативность (наличие результатов — ожидаемых и неожиданных); продуктивность (продукты материальные и нематериальные — профессиональные компетенции); пути преодоления учебно-профессиональных затруднений.
     2.2. Составить рекомендации родителям, как эффективно организовать совместную с ребенком деятельность для познавательно-речевого развития: развивать слуховое и зрительное восприятие при чтении детской книги, зрительно-моторные координации при раскрашивании книжки-раскраски, звукопроизношение и интонационную выразительность речи при инсценировании фрагментов прочитанного произведения.
2.3. Разработать проект создания развивающей предметно-пространственной среды в образовательном учреждении и семье для развития познавательно-исследовательского поведения ребенка. Подготовить научно обоснованные критерии ваших предложений (ссылки на научно-методические пособия и профессиональные журналы).
 
Для развития конструктивных умений:
3.1. Составить технологическую карту и план-конспект совместной художественно-продуктивной деятельности воспитателя с детьми по типу «работа в мастерских» (см.: Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 208 с.).
Схема: тема, цель и содержание, игровая или познавательная мотивация, образовательные ситуации, обеспечивающие субъектную позицию детей с учетом возрастных и гендерных различий; практическое использование детских работ в оформлении интерьера помещения группы детского сада. Приведите пример постановки и решения вероятностной задачи с учетом возможных затруднений у детей.
3.2. Разработать план-конспект проведения подвижных игр с детьми на прогулке с учетом сезона или погодных условий: вид двигательной активности — подвижная игра, игровое упражнение; цель и условия организации — основной вид движения, методические приемы, игровые правила, сюжет, атрибуты. Разработайте критерии оценки уровня развития двигательных умений детей.
 
Для развития организаторских умений:
4.1. Организовать совместную деятельность с детьми по типу «игра-путешествие»: тема, цель, содержание, методические приемы. Какие способы мотивации деятельности детей вы использовали? Сделайте заключение об их эффективности. Удалось ли вам использовать различные профессиональные позиции, позволяющие эффективно решать возникающие у детей затруднения? Опишите проблемные ситуации, возникшие в процессе деятельности, оцените собственные действия, способность решать ситуативные задачи.
4.2. Организовать проведение совместной художественно-речевой деятельности с детьми в форме досуговой деятельности. Составить план-конспект инсценировки или игры-драматизации по литературному произведению (для детей 3—7 лет). Подготовить оборудование (фигурки настольного, пальчикового театра, маски, декорации). Проанализировать результаты совместной деятельности и саморазвития своих учебно-профессиональных умений.
 
Для развития коммуникативных умений:
5.1. Провести индивидуальные свободные беседы с детьми 4—7 лет с целью сбора данных для портфолио, а также изучения и развития коммуникативных умений (вступать в диалог, поддерживать его, задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор). Предварительная подготовка: выбор темы разговоров с детьми в соответствии с возрастом, интересами, гендерными различиями; разработка примерных вопросов и речевых ситуаций; способов фиксации беседы. Проведите самодиагностику собственных коммуникативных умений.
5.2. Провести опрос среди педагогов детского сада об отношении к актуальным проблемам дошкольного образования, внедрению инновационных моделей организации педагогического процесса в детском саду и др. После обработки результатов опроса сформулируйте выводы о готовности педагогов ДОО к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Приложите разработанную вами анкету.
 
Список литературы
Программно-нормативные документы
 
  1. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 3. – с. 8.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил.
  2. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510 с. (Серия: Бакалавр. Углубленный курс).
  3. Мониторинг в детском саду: Научно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 597 с.
  4. Педагогическая диагностика – основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса / О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 160 с.
  5. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления «Педагогика» / авт.-сост. Н.Б. Фролова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 66 с.
 
Учебно-методическая литература
 
  1. Адаменко Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. - № 1.
  2. Комарова О.А., Аделева Р.Н., Вятская Н.В. Группа ДОУ глазами современных дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 8.
  3. Корзун А.В. Применение алгоритма анализа творческих задач для решения проблем преподавания курса на основе ОТСМ-ТРИЗ / А.В. Корзун. – Минск, 2004. http: /www. trizminsk org/ e/ prs/ 232049. htm
  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007.
  5. Кохан О.Н. Портфолио группы ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 12. http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9498&catalogid=27
  6. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования http://vtk.interro.ru/book/24/478/1.htm
  7. Кудрявцев В.Т. Образование до школы: какой ценой? http://vtk.interro.ru/book/24/479/1.htm
  8. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие. – М.: «Цветной мир», 2013. – 96 с.
  9. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие. – М.: «Цветной мир», 2013. – 96 с.
  10. Маралова Е.А. Развитие способностей к социализации у детей в условиях детского сада // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 9 (94) ноябрь. – С. 17-21. http://www.doshped.ru/files/9-ДошПед-Маралова.pdf
  11. Рофаль Н.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - № 9.
  12. Недосека О. Воспитатель и дети: характеристика способов взаимодействия // Дошкольное воспитание. 2009. № 4. С. 34—36.
  13. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.
  14. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 8.
  15. Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Вербенец А.М. Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 4 (апрель). – С. 9-15. http://www.doshped.ru/files/ДОШПЕД_2013_СОМКОВА.pdf
  16. Ступикова Л.Г., Толкачева Ю.В., Кордович С.А. Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 8 (93) октябрь. http://www.doshped.ru/files/8-ДошПед-СТУПИКОВА.pdf
  17. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 272 с.
  18. Тимофеева Л.Л, Бережнова О.В. Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 8. http://www.doshped.ru/files/Тимофеева,%20Бережнова.pdf
  19. Тимофеева Л.Л. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 10 (октябрь). – С. 7-12. http://www.doshped.ru/files/8-ДошПед-ТИМОФЕЕВА.pdf
  20. Тихомирова О.В. Проектирование образовательного процесса: методическое сопровождение деятельности педагога // Практика управления ДОУ. – 2012. - № 02 (6).
  21. Тихомирова О.В. Моделирование образовательного процесса // Практика управления ДОУ. - -2012. - № 02 (7).
  22. Хабарова Т.В. Проектирование содержания непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 6 (91) август. http://www.doshped.ru/files/ДошПед_6_хабарова.pdf
  23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -308 с.
  24. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. – 2-е изд. – М.: 2003. – 144 с.
  25. Юдина Е.Г. Позиция взрослого во взаимодействии с ребенком дошкольного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – Т. 2. - № 2.
  26. Юдина Е.Г. Основные тенденции в развитии системы дошкольного образования http://doy.direktor.ru/data/upload/praktika_upravlenia_DOU_0_2011.pdf
  27. Юркова С.Г. Портфолио воспитанника ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 1.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 
  1. http://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education Журнал «Дошкольное воспитание»
  2. http://www.sdo-journal.ru/sdo/info Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»
  3. http://editionpress.ru/detsad Журнал «Детский сад: теория и практика».
  4. http://www.obruch.ru/index.php Журнал «Обруч»
  5. http://vospitatel.resobr.ru/ Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
  6. http://dob.1september.ru Газета «Дошкольное образование»
  7. http://psyjournals.ru/files/26254/psyedu_ru Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: box@psyedu.ru
  8. http://pedsovet.org/content/view
 
Критерии оценки по итогам прохождения практики.
Разработанные для производственной практики анкеты и опросники позволяют руководителю и студенту совместно оценить и дифференцировать результаты практики по определенным критериям:
  • качество выполненных заданий, направленных на саморазвитие гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских и коммуникативных умений;
  • владение психолого-педагогическими знаниями и стремление самостоятельно повысить их уровень в процессе решения учебно-профессиональных задач;
  • системность и гибкость мышления, проявленные в самооценке выполненных заданий; своевременная коррекция допущенных недочетов;
  • целеустремленность, наблюдательность, креативность, отзывчивость, проявление профессионального интереса к ребенку и учебному исследованию, будущей профессиональной деятельности;
  • дисциплинированность, ответственность, организованность, коммуникабельность и самостоятельность.
Критерии итоговой оценки:
46—50 баллов («отлично») — задания выполнены качественно с применением педагогической рефлексии и самоанализа;
30—45 баллов («хорошо») — выявлены недочеты в проектировании взаимодействия с детьми, интерпретации полученных данных;
16—29 баллов («удовлетворительно») — задания выполнены без должной теоретической и практической подготовки, допущенные ошибки не проанализированы, нарушен график прохождения практики без уважительной причины;
менее 15 баллов («неудовлетворительно») — выполнено менее 50 % заданий.
 
По итогам производственной практики выставляется дифференцированная оценка на основе компетентностного подхода (см. приложение № 8).
 
Перевод баллов в итоговые оценки
Уровень  Общее количество баллов Оценка
0 уровень(низкий)Предпороговый  10-15 баллов «неудовлетворительно»
1 средний уровень (репродуктивный)Пороговый  16-29 баллов «удовлетворительно»
2 уровень (продуктивный)Стандартный  30-45 баллов «хорошо» 
3 уровень (творческий)Эталонный 46-50 баллов «отлично» 
 
Требования к отчётной документации студента.
 
Примерная схема оформления отчета по практике
  1. Титульный лист (см. приложение № 9). Вид практики. Выполнил: студент (ФИО) Высшая школа педагогики БФУ им. И. Канта, 4 курса, заочной формы обучения. Место прохождения практики; адрес учреждения, телефон. Групповой руководитель (преподаватель).
  2. Карта самодиагностики профессиональных компетенций до и после прохождения практики (приложение № 1).
  3. Программа саморазвития профессиональной компетентности.
  4. Индивидуальный план-график: цель, задачи, даты выполнения обязательных и вариативных заданий.
  5. Содержание работы (отчет о выполненных заданиях) и ее анализ.
  6. Тезисы к итоговой конференции. Анкеты и диагностические карты (приложения №№ 4,5), индивидуальный оценочный бланк (приложение № 3).
  7. Характеристика, заверенная руководителем ДОУ.
  8. Подпись студента-практиканта. Дата.
  
Приложение
Индивидуальная карта самодиагностики
профессиональной компетентности
 
студента _____курса направления 050400. 62 Психолого-педагогическое образование
ФИО студента___________________________________________________________
Сроки проведения практики________________________________________________
База практики_____________________________________________________________
Цели педагогической практики______________________________________________
 
Профессиональные знания и компетенции Уровень развития
до практики после практики
1. Психолого-педагогические знания—  знать основные направления и содержание деятельности воспитателя и педагога-психолога в ДОУ;—  педагогические условия реализации концепции целостного развития ребенка в ДОУ, современные модели организации педагогического процесса в ДОУ на основе позиционного подхода;—  педагогические технологии целостного развития ребенка как субъекта деятельности;—  возрастные показатели психического и личностного развития дошкольников;—  принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ и семье с учетом половозрастных особенностей детей.    
2. Профессиональные компетенции2.1. В области научно-исследовательской деятельности:—  приобретать опыт участия в организации мониторинга образовательного процесса;—  овладевать методами педагогической диагностики и оценки достижений в развитии ребенка;—  оформлять портфолио дошкольника, определять индивидуальную траекторию развития;—  определять профессиональные задачи психолого-педагогического сопровождения целостного развития ребенка;    
Продолжение табл.
—  составлять карты наблюдений индивидуального развития ребенка на основе возрастных показателей;—  выявлять проблемные ситуации и причины их возникновения во взаимодействии с участниками образовательного процесса;—  составлять и решать стратегические и оперативные педагогические задачи с учетом вероятностного подхода.2.2. В области организационно-воспитательной деятельности:—  взаимодействовать с ребенком, группой детей, другими участниками образовательного процесса ДОУ с использованием современных, научно обоснованных и личностно ориентированных педагогических технологий;—  овладевать методами стимулирования активности ребенка в форме партнерского взаимодействия;—  овладевать различными техниками и приемами общения, видами обратной связи в педагогическом взаимодействии.2.3. В области коррекционно-развивающей деятельности:—  проектировать и реализовывать развивающие программы психолого-педагогического сопровождения целостного развития ребенка в образовательном процессе ДОУ;—  владеть приемами педагогической поддержки развития детей с учетом дифференциации и индивидуализации образовательных маршрутов;—  обосновывать принципы отбора дидактического материала для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии;—  конструировать развивающие ситуации для преодоления затруднений в индивидуальной работе с детьми.2.4. В области культурно-просветительской деятельности:—  анализировать и оценивать организацию культурного пространства образовательного учреждения; его связи с социальными партнерами;—  проектировать перспективный план культурно-просветительской работы ДОУ с семьей;    
Продолжение табл.
—  приобретать опыт участия в различных формах культурно-просветительской работы с семьей, включающей организацию художественно-продуктивных, досуговых, спортивных, трудовых видов деятельности;—  проектировать создание развивающей предметно-пространственной среды в образовательном учреждении с учетом современной субкультуры дошкольника.2.5. В области консультативной деятельности:—  приобретать опыт совместного поиска решения профессиональной задачи с коллегами и родителями детей;—  применять этически целесообразные формы общения в консультативной деятельности;—  разрабатывать педагогически обоснованные рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей с учетом конкретной ситуации развития.2.6. В области преподавательской деятельности:—  участвовать в работе научно-методического семинара, научно-практической конференции;—  анализировать и обобщать педагогический опыт решения профессиональных задач по актуальным проблемам дошкольного образования;—  составлять текст (тезисы) научно-практической статьи; аннотацию к методическому пособию для педагогических работников или родителей; библиографический список по выбранной проблеме;—  оформлять информационный стенд для родителей;—  оказывать помощь педагогам ДОУ в проектировании профессионального самообразования.    
3. Профессионально значимые интегральные характеристики личности3.1. Педагогическая направленность личности:—  ведущий мотив профессиональной деятельности — познание и принятие ребенка как индивидуальности;—  потребность в профессиональном саморазвитии;—  стремление к овладению исследовательскими умениями и личностно ориентированными технологиями.    
Окончание табл.
3.2. Педагогическая компетентность:—  владение психолого-педагогическими знаниями и умениями;—  способность эффективно решать ситуативные (конкретно-практические) задачи в образовательном процессе;—  установка и готовность к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию;—  педагогическая рефлексия.3.3. Эмоциональная гибкость:—  эмоциональная экспрессивность;—  эмоциональная отзывчивость;—  эмоциональная устойчивость.    
Обработка данных: количественный и качественный анализ сформированных компетенций по видам профессиональной деятельности, причины затруднений при выполнении заданий.__________________________________________________________
Выводы о результатах самодиагностики и реализации целей саморазвития: ____________________________________________________________________________________
Уровни развития психолого-педагогических умений
1-й уровень (нулевой) — студент не владеет знаниями и умениями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, результат которых случаен и непредсказуем.
2-й уровень (репродуктивный) — студент сознательно стремится применить знания в практической деятельности, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, в целом действует на основе примеров и образцов.
3-й уровень(продуктивный) — студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями.
4-й уровень (творческий) — студент стремится осуществлять профессио­нальную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими умениями.
 
 
Приложение
Диагностическая карта
Готовность к личностно ориентированному взаимодействию
Уважаемые студенты! Просим вас ознакомиться с профессиональными показателями-ориентирами, отражающими актуальный уровень готовности студента к личностно ориентированному взаимодействию с детьми. Внимательно прочитайте каждый показатель готовности и дайте оценку ее сформированности в баллах: 4 балла — «знаю, владею свободно»; 3 балла — «знаю, но не всегда владею»; 2 балла — «знаю и владею не всегда»; 1 балл — «не знаю, не владею».
Показатели готовности Знаю,владеюсвободно Знаю,не всегдавладею Знаю ивладеюне всегда Не знаю,не владею
1. Знание основных направлений развития ребенка-дошкольника.        
2. Знание концепции и педагогических условий реализации целостного развития ребенка в ДОУ.        
3. Знание модели личностно ориентированного общения воспитателя с детьми в целостном педагогическом процессе ДОУ.        
4. Знание критериев проектирования и организации занятий в форме партнерского взаимодействия с детьми.        
5. Умение проектировать и организовать педагогическое взаимодействие с детьми на основе позиционного подхода.        
6. Умение обосновать выбор организационных форм для реализации стратегических и оперативных задач обучения, воспитания и развития детей.        
7. Умение отбирать содержание и методы для реализации субъектной позиции ребенка.        
8. Умение осуществлять педагогическую оценку достижений детей и оформлять портфолио.        
                                                                                                              Окончание табл.
Показатели готовности Знаю,владеюсвободно Знаю,не всегдавладею Знаю ивладеюне всегда Не знаю,не владею
9. Умение проектировать и оценивать взаимодействие с детьми на основе задачного подхода.        
10. Умение анализировать и проектировать программу саморазвития на основе компетентностного подхода.        
36—40 баллов — высокий творческий (теоретико-продуктивный) уровень: высокая степень готовности к теоретически обоснованному проектированию и осуществлению личностно ориентированного взаимодействия с субъектами образовательного процесса в ситуациях неопределеннос­ти, требующих решения нетиповых, творческих задач.
30—35 баллов — средний (теоретико-репродуктивный) уровень: относительно высокая степень готовности к решению типовых задач известными способами.
26—29 баллов — средний (эмпирический) уровень: цели и результаты проектируемой деятельности рассогласованы, студент не готов сотрудничать с ребенком, реализующим потребность быть субъектом деятельности.
20—25 баллов — низкий (интуитивно-эмпирический) уровень: неготовность к личностно ориентированному взаимодействию объясняется низкой теоретической и практической подготовкой студента, способы взаимодействия с детьми непродуктивны.
 
 
Приложение
АНКЕТА
«Студенты о результатах педагогической практики»
Направление 050400. 62 Психолого-педагогическое образование
 
Уважаемые студенты!
Вы завершаете один из этапов освоения профессии бакалавра педагогики. Приобретенный на педагогической практике опыт практической деятельности достаточен, чтобы высказать определенное мнение о процессе саморазвития профессиональной компетентности. Просим Вас ответить на вопросы, связанные с трудностями становления индивидуального опыта решения учебно-профессиональных задач в области дошкольного воспитания детей. Внимательно прочитайте каждый вопрос, выберите и обведите «кружком» только один вариант ответа, с которым Вы согласны.
Благодарим за участие!
  1. Какие чувства преобладали при выполнении Вами учебно-профессиональных заданий?
1.1. Интерес: «Чем труднее, тем интереснее».
1.2. Радость: «Это заслуженный успех!»
1.3. Неудовлетворение, обида, огорчение: «Эти дети такие невоспитанные!»
1.4. Растерянность, ощущение беспомощности: «Нас этому не учили».
1.5. Удовлетворение, уверенность: «Ай, да я!»
  1. Какие выводы Вы сделали по результатам педагогической рефлексии?
2.1. «Успех или неудачу во взаимодействии с детьми невозможно прогнозировать».
2.2. «Сегодня не мой день, в следующий раз все получится».
2.3. «Мне понятны причины успеха или неудачи».
2.4. «Не хватило знаний или умений».
2.5. «Мне все равно».
  1. Определите, какой вид учебно-профессиональных заданий показался Вам наиболее трудным.
3.1. Изучение образовательной ситуации методами педагогической диагностики.
3.2. Проектирование педагогической деятельности и критериев ее оценки.
3.3. Конструирование личностно ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
3.4. Решение ситуативных задач в процессе организации развивающей работы.
3.5. Отбор содержания и коммуникативных средств в различных ситуациях общения с участниками образовательного процесса в детском саду.
  1. Какие педагогические действия потребовали наибольших усилий для преодоления учебно-профессиональных затруднений в процессе саморазвития гностических умений?
4.1. Анализ и интерпретация результатов педагогической диагностики.
4.2. Самоанализ своей педагогической деятельности.
4.3. Выявление проблем в развитии детей на основе педагогической оценки.
4.4. Анализ индивидуальной траектории развития ребенка.
4.5. Составление и решение учебно-профессиональных задач.
  1. Какие педагогические действия потребовали наибольших усилий для преодоления учебно-профессиональных затруднений в процессе саморазвития проектировочных умений?
5.1. Проектирование программы изучения или построения образовательного процесса, индивидуальной образовательной программы, развивающей предметной среды.
5.2. Проектирование индивидуальной программы саморазвития профессиональной компетентности и прогнозирование путей ее реализации.
5.3. Проектирование технологической карты организации педагогического процесса.
5.4. Отбор форм и методов педагогической деятельности для решения типовых профессиональных задач обучения и развития дошкольников.
5.5. Определение ожидаемых результатов и критериев оценки уровня развития детей.
  1. Какие педагогические действия потребовали наибольших усилий для преодоления учебно-профессиональных затруднений в процессе саморазвития конструктивных умений?
6.1. Составление конспекта занятия с использованием традиционной модели (по типу прямой передачи опыта в процессе обучения новым способам действий).
6.2. Составление конспекта занятия или совместной деятельности в форме субъект-субъектного взаимодействия (по типу равного партнерства).
6.3. Конструирование образовательных ситуаций, развивающих заданий для детей с учетом половозрастных особенностей.
6.4. Отбор симптомов для конструирования карты индивидуального развития ребенка.
6.5. Конструирование диагностических ситуаций, вопросов, заданий.
  1. Какие педагогические действия потребовали наибольших усилий для преодоления учебно-профессиональных затруднений в процессе саморазвития организаторских умений?
7.1. Мотивация деятельности детей с учетом половозрастных особенностей.
7.2. Стимулирование исследовательского поведения, самостоятельности и развития творческих способностей детей в различных видах деятельности.
7.3. Создание условий для проявления детской инициативы в совместной или самостоятельной деятельности.
7.4. Построение образовательной среды с учетом современных требований к реализации содержания образовательной программы.
7.5. Применение методов педагогической поддержки развития индивидуальности детей при решении ситуативных задач.
  1. Какие педагогические действия потребовали наибольших усилий для преодоления учебно-профессиональных затруднений в процессе саморазвития коммуникативных умений?
8.1. Отбор содержания для делового, познавательного или личностного общения с детьми.
8.2. Применение педагогически целесообразных средств и видов «обратной связи» для поддержания интереса детей к совместной деятельности.
8.3. Владение различными техниками и приемами общения в субъект-субъектном взаимодействии.
8.4. Обсуждение с педагогами актуальных проблем модернизации образовательного процесса в ДОУ (по результатам проведенного опроса).
8.5. Преодоление «барьеров» в общении с родителями воспитанников.
  1. Укажите педагогические действия, затруднения в которых Вам удалось преодолеть:
а) самостоятельно, на основе ранее сформированных психолого-педагогических знаний или умений:____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
б) самостоятельно, на основе повышения уровня теоретических знаний (учебная и методическая литература):______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
в) с помощью руководителей практики или преподавателей:_____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Укажите, какие виды учебно-профессиональных затруднений сохранили для Вас личностную значимость и потребуют дополнительных усилий на следующем этапе профессиональной подготовки: ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Приложение
Подготовка студента к посещению занятия в детском саду
Схема
  • Определение целей посещения занятия (в том числе, целей саморазвития профессиональной компетентности).
  • Предварительное изучение программы и материала по теме данного занятия, особенностей технологии и методики его проведения с учетом возрастных особенностей детей.
  • Дополнительная информация о роли и месте данного занятия в целостном педагогическом процессе.
  • Определение формы психолого-педагогического анализа занятия (способы фиксации наблюдаемых педагогических ситуаций, уточняющие вопросы, аргументы и выводы).
Формы анализа и самоанализа занятий
  • Краткий (оценочный) анализ — общая оценка занятия, характеризующая решение и реализацию образовательной, воспитательной и развивающей задач.
  • Структурный (поэтапный) анализ — выявляет и оценивает доминирующие структурные компоненты занятия, целесообразность их включения, направленность на обеспечение познавательно-речевого и социально-личностного развития ребенка.
  • Системный анализ — рассматривает занятие как единую систему с точки зрения решения цели или главной задачи, «это ответ на вопрос, как занятие обеспечивало формирование знаний ребенка и как им усваивались способы обучения» (К. Ю. Белая).
  • Полный анализ — система аспектных анализов, включающих оценку реализации цели занятия, содержания и видов деятельности детей по отдельным характеристикам (например, по уровням усвоения знаний и способам интеллектуальной деятельности детей, отслеживанию особенностей их развития, реализации принципов обучения и т. д.).
  • Структурно-временной анализ — своеобразная оценка использования времени на каждом этапе занятия, целесообразность временных затрат на достижение цели занятия.
  • Комбинированный анализ — полная оценка отдельных структурных элементов занятия, их взаимосвязь и взаимодополняемость, просмотр возможных вариантов построения занятия.
  • Психологический анализ — изучение выполнения психологических требований к занятию, обеспечивающих реализацию развивающих задач занятия — познавательно-речевой, социально-личностной, здоровьесберегающей и др.
  • Дидактический анализ — исследование основных дидактических категорий и их применение в обучении дошкольников (реализация принципов дидактики, отбор методов и приемов обучения, отбор содержания и учебного материала, педагогическое руководство познавательной деятельностью детей и т. д.).
  • Комплексный анализ — одновременное изучение дидактических, психологических и других основ занятия, которые отбираются для целостного анализа педагогического процесса.
Анализ личностно ориентированного занятия
 
  1. Подготовка педагога к занятию: определение оперативных задач социально-личностного развития детей на основе педагогической оценки; готовность к решению вероятностных задач в зоне ближайшего развития; планирование индивидуальных и дифференцированных форм работы с детьми; отбор элементов развивающей предметной среды.
 
  1. Организация занятия: структура занятия; способы мотивации и стимулирования познавательной и творческой активности детей; гибкий подход к смене дидактической и партнерской позиций воспитателя во взаимодействии с детьми на различных этапах занятия; обоснованность использования образовательного пространства развивающей предметной среды.
 
  1. Содержание занятия: вариативность содержания, ситуации выбора и проблемно-поисковой направленности видов деятельности; способы педагогической поддержки социально-личностного и индивидуального развития детей в субъект-субъектном взаимодействии.
 
  1. Педагогическая оценка результативности занятия: соответствие достигнутых результатов поставленным задачам; уровень сформированности социальной компетентности детей — умение общаться и сотрудничать, воспринимать и обсуждать предложения сверстника, оценивать результаты совместной деятельности; проявления саморегуляции и рефлексии на занятии.
 
  1. Профессиональная компетентность педагога: психолого-педагогические знания в области детской психологии и педагогики раннего и дошкольного детства; владение современными технологиями развивающего и личностно ориентированного обучения детей дошкольного возраста; способность эффективно разрешать межличностные конфликты и оказывать помощь детям в преодолении затруднений; эмоциональная и интеллектуальная гибкость и др.
 
  1. Общая оценка занятия как элемента системы личностно ориентированного обучения: степень реализации развивающих задач занятия путем создания условий для субъектной позиции ребенка; эффективность способов решения ситуативных и оперативных задач с учетом гендерных различий детей; наличие перспектив в направленности педагогической деятельности на обогащение опыта детей в развивающей работе вне занятий.

31 стр.


ИЛИ