Заказать работу


Уважаемый студент! 

Стоимость работы составляет 2500 рублей.

Если вас заинтересовала эта работа, то Вы можете заказать её у нас. Для этого Вам нужно отправить нам заявку и оплатить заказ.

Если же Вам потребуется другой вариант работы, то можете с легкостью заказать его на нашем сайте. Мы свяжемся в вами в ближайшее время. Мы гарантируем качественно и в кратчайшие сроки выполнить Ваш заказ.

Всегда рады Вам помочь!

 

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность придворно-аристократического досуга
1.1 Придворные и аристократы как социально-культурный слой общества
1.2.Исторические корни придворно-аристократического досуга
Глава 2. Трансформация досуговых практик современных слоёв знати и аристократии
2.1.Светский досуг современных слоёв знати и аристократии 
2.1.Авторский проект социокультурной туристической программы «Жемчужины Пермского края»
Выводы
Список использованной литературы

Введение

Бурные изменения российской действительности конца ХХ века, череда национальных конфликтов, всплеск национального самосознания актуализировал вопрос становления новой российской идентичности. Продолжающийся духовных кризис российского общества, отсутствие четкой идеологии и нравственных ориентиров не способствует выработке и становлению новой национальной идентичности. Данный процесс усугубляется ускоренным вхождением России в глобальный мир. Можно говорить о кризисе российской идентичности. Он находит выражение в «депрессии и апатии, бессмысленной жестокости, различных формах зависимости и беспомощности, стремлении убежать от реального мира, проявлениях избыточной властности, разных формах мистицизма, нигилизма и нарциссизма, в алкоголизме, употреблении наркотиков… Эта тенденция ведет к негативной автономии, идеологии безвременью, дезинтеграции и отсутствию жизненных планов, т. е. к потери идентичности» [3; 4]. Дворянское сословие составляло элиту дореволюционной России. Сентенция сословия выражалась в идее бескорыстного служения Отечеству. Творчески мыслящие, заботящиеся о благополучии общества и государства, осознающие ответственность за менее образованные слои населения – все это мы можем отнести к базовым характеристикам дворянства. Дворянство вбирало в свои ряды, рекрутировало лучших представителей иных сословий, тем самым составляло генофонд страны. Как отмечает К.П. Победоносцев, «…Дворянству принадлежит, действительно, передовая роль, но непременно в связи с той обязанностью, которую наложила на него история» [1; c. 41]. Осознавая особую роль сословия в истории российского государства, Екатерина II в 1785 году освободив дворянство от обязательной службы, даровала сословию исключительные права, тем самым определила ведущее его положение в обществе. По Жалованной грамоте дворянство получило возможность создавать корпоративные сословные органы в пределах уездов

и губерний. Для руководства дворянскими обществами вводился институт предводителей дворянства. В отечественной исторической науке долгие годы обуславливались постулаты о дворянстве как исключительно «паразитическом», «эксплуататорском сословии», которому «не было места» в экономической и общественно-политической жизни страны. Однако исследования последних лет неуклонно подводят нас к мысли о том, что это было далеко не так. Российское дворянство реагировало на жесткие, порой трагические вызовы современности, революционные потрясения, старалось быть полезным стране и народу. Дворянские хозяйства постепенно подстраивались под новые условия хозяйствования, особенно сложившиеся после революции 1905 – 1907 годов, консолидировалось как политическая сила, способная если не возглавить, то принять активное участие в социально-экономических преобразованиях, в частности в период проведения реформы П. А. Столыпина. В различных исследованиях неоднократно отмечалось, что одной из базовых ценностных характеристик дворянства является идея безукоризненного служения Отечеству. Это выражалось в отношении сословия к верховной власти, которая ими сакрализировалась. Высшей наградой для дворянина было получить аудиенцию у царя, как знак особой расположенности носителя власти. Так, например, А.Н. Наумов пишет о первой встрече с Николаем II, во время его пребывания в Самаре: «Никогда не забуду того чувства особой восторженности, которым было исполнено мое юное сердце в ожидание исключительного в моей жизни события – возможности увидеть впервые своего Монарха» [5; 354]. Аналогические чувства испытывали делегаты Симбирского дворянства во главе с губернским предводителем В.Н.Поливановым принятые императором 8 января 1906 года в Царском Селе. В ходе данной встречи, Николай II обратился к делегации и еще раз подтвердил, что «дворянство всегда будет опорой престола…, дворянство лишь может правильно руководить народом на месте» [2; л. 36 об.]. Данная мысль императора, в глазах симбирского дворянства, являлась

подтверждением особой роли сословия. Формирование ценностных установок дворянства осуществлялось под воздействием специальной системы образования ориентированной на идеал, который становился эталоном поведения [4]. Изначально усвоение ценностей, которые формировали идентичность дворянина, происходило в семье. Ярким примером, подтверждающим это, служат воспоминания А.Н. Наумова (главы о детских годах) и письма В.Н. Поливанова детям. В течение всего исторического развития дворянства находилось у подножия престола, но всегда опасалась выработки самостоятельных действий. Дворянство действовало в интересах государства и с постоянной оглядкой на верховную власть. Вековая традиция взаимоотношения власти и дворянства выработала в представителях сословия необходимость четкого руководства, дворянство боялось ответственности и действовало в рамках определенных законом правил. Идентичность предполагает усвоение и активное воспроизводство личностью базовых ценностей, традиций, культурных кодов, стереотипов поведения. Усвоение не возможно без истории, коллективной памяти. С целью сохранения памяти о прошлых событиях, научного изучения истории края в 1895 г. при активном содействии В.Н. Поливанова в Симбирской губернии была открыта губернская ученая архивная комиссия. Председателем ее стал В.Н. Поливанов. По его инициативе в губернии был открыт музей, проводились полевые исследования и т.д. В Самарской губернии Самарская губернская ученая архивная комиссия будет открыта также по инициативе губернского предводителя дворянства, но только в первое десятилетие ХХ в. Трагические события революционных погромов дворянских имений в отечественной историографии рассматривались, как правило, однобоко, в интерпретации и видении одной политической силы – доминирующей в стране, начиная с 1917 года, коммунистической партии и исключительно в рамках ее идеологических подходов. Однако если взглянуть на дворянское наследие в конструировании гражданской идентичности проблему революционных погромов дворянских хозяйств, направляемых

якобы «в интересах народа и крестьян» политическими силами, рвущимися к власти, вырисовывается другая картина – варварского уничтожения высокоразвитого культурно-экономического достояния России без предоставления какой-либо другой разумной и эффективной хозяйственно-экономической альтернативы. Таким образом, мы видим, что обращение к истории российского дворянства может позволить выработать общегражданскую идентичность, основанную на патриотизме, уважении к собственности, с понятием чести и достоинства подтверждает актуальность исследования.

При этом особую значимость приобретает изучение досуговой деятельности дворянства, которая, с одной стороны, более типична для этого сословия, а с другой – более дифференцирована и контрастна. Как указывалось выше дворянская культура, взятая в своем социальном значении, неразрывно связана с национальным менталитетом. Тип дворянской культуры воплотил долговременные, стабильные состояния общества и его сознания, его ценностные ориентации, инерцию покоя, уклада, веры. Сущность дворянства как явления образует ценностно-смысловую плоскость в поле культурных социальных значений.

Объектом исследования является придворно-аристократический досуг, а его предметом – светский досуг современной знати и аристократии.

Цель работы – выявить особенности светского досуга современной знати и аристократии.

Достижение поставленной цели возможно при решении ряда задач:

* на основе анализа основных концептуальных подходов к дефиниции «аристократия», определить сущность, содержание и структуру обозначенной категории;

* определить исторические корни придворно-аристократического досуга;

* систематизировать практику современного аристо-кратического досуга;

* показать причины уникальности и характерные особенности культуры придворно-аристократического досуга;

* разработать авторский проект.

Для достижения цели и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – комплексный анализ и синтез информации, полученной в результате проблемно-тематического изучения литературных печатных и электронных источников; эмпирические – наблюдение, метод экспертных оценок.

Теоретической базой дипломной работы послужили труды отечественных авторов в области культуры и истории, таких как Лотман.Ю.М., Ахметов А. Ф., Комиссаренко С. С., Жарков А. Д. и др., также были использованы материалы периодических изданий.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка литературы.


71 стр.



ИЛИ