ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ПРИДВОРНО-АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ. 72768

Описание

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность придворно-аристократического досуга
1.1. Придворные и аристократы как социально-культурный слой общества
1.2. Исторические корни придворно-аристократического досуга
Глава 2. Трансформация досуговых практик современных слоёв знати и аристократии
2.1. Светский досуг современных слоёв знати и аристократии
2.1. Авторский проект социокультурной туристической программы «Жемчужины Пермского края»
Выводы
Список использованной литературы

71 стр.

Фрагмент

Введение

Бурные изменения российской действительности конца ХХ века, череда национальных конфликтов, всплеск национального самосознания актуализировал вопрос становления новой российской идентичности. Продолжающийся духовных кризис российского общества, отсутствие четкой идеологии и нравственных ориентиров не способствует выработке и становлению новой национальной идентичности. Данный процесс усугубляется ускоренным вхождением России в глобальный мир. Можно говорить о кризисе российской идентичности. Он находит выражение в «депрессии и апатии, бессмысленной жестокости, различных формах зависимости и беспомощности, стремлении убежать от реального мира, проявлениях избыточной властности, разных формах мистицизма, нигилизма и нарциссизма, в алкоголизме, употреблении наркотиков… Эта тенденция ведет к негативной автономии, идеологии безвременью, дезинтеграции и отсутствию жизненных планов, т. е. к потери идентичности» [3; 4]. Дворянское сословие составляло элиту дореволюционной России. Сентенция сословия выражалась в идее бескорыстного служения Отечеству. Творчески мыслящие, заботящиеся о благополучии общества и государства, осознающие ответственность за менее образованные слои населения – все это мы можем отнести к базовым характеристикам дворянства. Дворянство вбирало в свои ряды, рекрутировало лучших представителей иных сословий, тем самым составляло генофонд страны. Как отмечает К.П. Победоносцев, «…Дворянству принадлежит, действительно, передовая роль, но непременно в связи с той обязанностью, которую наложила на него история» [1; c. 41]. Осознавая особую роль сословия в истории российского государства, Екатерина II в 1785 году освободив дворянство от обязательной службы, даровала сословию исключительные права, тем самым определила ведущее его положение в обществе. По Жалованной грамоте дворянство получило возможность создавать корпоративные сословные органы в пределах уездов и губерний. Для руководства дворянскими обществами вводился институт предводителей дворянства. В отечественной исторической науке долгие годы обуславливались постулаты о дворянстве как исключительно «паразитическом», «эксплуататорском сословии», которому «не было места» в экономической и общественно-политической жизни страны. Однако исследования последних лет неуклонно подводят нас к мысли о том, что это было далеко не так. Российское дворянство реагировало на жесткие, порой трагические вызовы современности, революционные потрясения, старалось быть полезным стране и народу. Дворянские хозяйства постепенно подстраивались под новые условия хозяйствования, особенно сложившиеся после революции 1905 – 1907 годов, консолидировалось как политическая сила, способная если не возглавить, то принять активное участие в социально-экономических преобразованиях, в частности в период проведения реформы П. А. Столыпина. В различных исследованиях неоднократно отмечалось, что одной из базовых ценностных характеристик дворянства является идея безукоризненного служения Отечеству. Это выражалось в отношении сословия к верховной власти, которая ими сакрализировалась. Высшей наградой для дворянина было получить аудиенцию у царя, как знак особой расположенности носителя власти. Так, например, А.Н. Наумов пишет о первой встрече с Николаем II, во время его пребывания в Самаре: «Никогда не забуду того чувства особой восторженности, которым было исполнено мое юное сердце в ожидание исключительного в моей жизни события – возможности увидеть впервые своего Монарха» [5; 354]. Аналогические чувства испытывали делегаты Симбирского дворянства во главе с губернским предводителем В.Н.Поливановым принятые императором 8 января 1906 года в Царском Селе. В ходе данной встречи, Николай II обратился к делегации и еще раз подтвердил, что «дворянство всегда будет опорой престола…, дворянство лишь может правильно руководить народом на месте» [2; л. 36 об.]. Данная мысль императора, в глазах симбирского дворянства, являлась подтверждением особой роли сословия. Формирование ценностных установок дворянства осуществлялось под воздействием специальной системы образования ориентированной на идеал, который становился эталоном поведения [4]. Изначально усвоение ценностей, которые формировали идентичность дворянина, происходило в семье. Ярким примером, подтверждающим это, служат воспоминания А.Н. Наумова (главы о детских годах) и письма В.Н. Поливанова детям. В течение всего исторического развития дворянства находилось у подножия престола, но всегда опасалась выработки самостоятельных действий. Дворянство действовало в интересах государства и с постоянной оглядкой на верховную власть. Вековая традиция взаимоотношения власти и дворянства выработала в представителях сословия необходимость четкого руководства, дворянство боялось ответственности и действовало в рамках определенных законом правил. Идентичность предполагает усвоение и активное воспроизводство личностью базовых ценностей, традиций, культурных кодов, стереотипов поведения. Усвоение не возможно без истории, коллективной памяти. С целью сохранения памяти о прошлых событиях, научного изучения истории края в 1895 г. при активном содействии В.Н. Поливанова в Симбирской губернии была открыта губернская ученая архивная комиссия. Председателем ее стал В.Н. Поливанов. По его инициативе в губернии был открыт музей, проводились полевые исследования и т.д. В Самарской губернии Самарская губернская ученая архивная комиссия будет открыта также по инициативе губернского предводителя дворянства, но только в первое десятилетие ХХ в. Трагические события революционных погромов дворянских имений в отечественной историографии рассматривались, как правило, однобоко, в интерпретации и видении одной политической силы – доминирующей в стране, начиная с 1917 года, коммунистической партии и исключительно в рамках ее идеологических подходов. Однако если взглянуть на дворянское наследие в конструировании гражданской идентичности проблему революционных погромов дворянских хозяйств, направляемых якобы «в интересах народа и крестьян» политическими силами, рвущимися к власти, вырисовывается другая картина – варварского уничтожения высокоразвитого культурно-экономического достояния России без предоставления какой-либо другой разумной и эффективной хозяйственно-экономической альтернативы. Таким образом, мы видим, что обращение к истории российского дворянства может позволить выработать общегражданскую идентичность, основанную на патриотизме, уважении к собственности, с понятием чести и достоинства подтверждает актуальность исследования.

При этом особую значимость приобретает изучение досуговой деятельности дворянства, которая, с одной стороны, более типична для этого сословия, а с другой – более дифференцирована и контрастна. Как указывалось выше дворянская культура, взятая в своем социальном значении, неразрывно связана с национальным менталитетом. Тип дворянской культуры воплотил долговременные, стабильные состояния общества и его сознания, его ценностные ориентации, инерцию покоя, уклада, веры. Сущность дворянства как явления образует ценностно-смысловую плоскость в поле культурных социальных значений.

Объектом исследования является придворно-аристократический досуг, а его предметом – светский досуг современной знати и аристократии.

Цель работы – выявить особенности светского досуга современной знати и аристократии.

Достижение поставленной цели возможно при решении ряда задач:

* на основе анализа основных концептуальных подходов к дефиниции «аристократия», определить сущность, содержание и структуру обозначенной категории;

* определить исторические корни придворно-аристократического досуга;

* систематизировать практику современного аристо-кратического досуга;

* показать причины уникальности и характерные особенности культуры придворно-аристократического досуга;

* разработать авторский проект.

Для достижения цели и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – комплексный анализ и синтез информации, полученной в результате проблемно-тематического изучения литературных печатных и электронных источников; эмпирические – наблюдение, метод экспертных оценок.

Теоретической базой дипломной работы послужили труды отечественных авторов в области культуры и истории, таких как Лотман.Ю.М., Ахметов А. Ф., Комиссаренко С. С., Жарков А. Д. и др., также были использованы материалы периодических изданий.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка литературы.

Литература

  1. Абрамов Р.Н. Фитнес-индустрия: люди, вещи, практики // Пути России: современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения: Т. XVI. — М.:Университетская книга, 2009. — С. 496—504.
  2. Абрамов Р.Н., Болотова И. Инновативные социальные практики повседневности и потребления в контексте новой культуры заботы о себе: на примере московских фитнес — клубов // Вестник Омского университета. Серия «Социология». — 2008. — № 1/2. — С. 37—62.
  3. Абрамов Р.Н. Фитнес-культура как инновационная социальная практика современной российской молодежи // Молодежные субкультуры Москвы / Сост. Д. Громов. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009.
  4. Аксельрод В.И., Буланкова Л.П. Аничков дворец – легенды и были. СПб.,1996. С. 70.
  5. Баринова Е.П. Российское дворянство в начале ХХ века: социокультурный портрет. – Самара, 2006. ГАУО. Ф. 45. Оп.1. Д. 618.
  6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000.
  7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Культурная революция. Республика, 2006.
  8. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Культурная революция. Республика, 2006.
  9. Бурдье П. Формы капитала // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. — М.: РОССПЭН. 2004. — С. 519—536.
  10. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. – 36-77.
  11. Волков В.В. О концепции практик(и) в социальных науках // Социологические исследования. — 1997. — № 6. — С. 9—24
  12. Гладарев Б.С., Циннман Ж.М. Потребительские стили петербургского среднего класса: из экономики дефицита к новому быту // Экономическая социология. — 2007. — Т. 8. — № 3. — С. 61—81.
  13. Градовский А. Начало русского государственного права/А.Градовский. – СПб.:Нева, 2007. – 421 с.
  14. Дружинин Н. М. Просвещенный абсолютизм в России / Н.М.Дружинин //Абсолютизм в России. XVII-XVIII века. – М., 1964; Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии / С. М. Троицкий. – М., 1974;
  15. Ерошенко И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.: НГИК, 2004.С. 36.
  16. Ильин В.И. Потребление как дискурс. Учебное пособие. — СПб: Интерсоцис, 2008
  17. История России с древности до наших дней / Под ред. М. Н. Зуева – М.: Высшая школа, – 431 с.
  18. Е. В. Илларионова, А.С. Фомина, С.А. Гуськов. История Отечества. М. МЭСИ. 2001.
  19. Захарова О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи XVIII – начала XX веков. М., 2003. С. 245.
  20. Корнилов А. А. Курс истории России – М.: ЮНИТИ, 1996. – 542 с.
  21. Заковортная М.В. Идентичность человека. М, 2004 Историческая энциклопедия: в 16 т. – М. : Сов. энциклопедия, 1973-1982. – Т. 5, т.14. – 1199 с.
  22. Карамзин Н.М. История государства российского. — М. «Книжный сад». 1993.
  23. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. М., 2000. С. 76.
  24. Климов И.А. Социологические экспедиции ФОМ: методологические проблемы. / III Всероссийский социологический конгресс. 21—24 октября 2008 г. (доклад).
  25. Ключевский В. О. История сословий в России / В. О. Ключевский. – М.: Форум, 2006. – 374 с.
  26. Ключевский В. О. Курс русской истории / В. О. Ключевский. – М.: Академия, 2000.– Ч. IV. – 483 с.
  27. Комелова Г.Н., ПобединскаяА.Г. «Оперный дом» Зимнего дворца // Зимний дворец. С. 134, 136.
  28. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 2006.
  29. Коржева Э.М. Актуальные проблемы свободного времени в интерпретации французских социологов // Франция глазами французских социологов. — М.: Наука, 1990. — С. 218—231.
  30. Корф U. Записки. С. 157.
  31. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — М.:КомКнига, 2006.
  32. Культура.Наследие.Исскуство.Величие.http://culture.niv.ru/doc/culture/lecturesradugin/080.htm
  33. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М, 1999.
  34. Наумов А.Н. Из уцелевших воспоминаний. 1868- 1917. Ч. 1. – Нью-Йорк, 1954.
  35. Оберемко О.А., Полякова В.В. Стволовые клетки сквозь социологический микроскоп // Вестник Омского университета. Серия «Социология». — 2008. — 1/2. — С. 62-95.
  36. Омельченко Е. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века // Рубеж (альманах социальных исследований). — 2003. — № 18. — С. 145—166.
  37. Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст. / под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003. С. 58.
  38. Рощина Я.М. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга // Экономическая социология. — 2007. — Т. 8. — № 4. — С. 23—42.
  39. Рощина Я.М. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. — 1998. — № 3.
  40. Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. С. 115
  41. Сурова Е.Э., Бутонова Н.В. Досуговые практики в пространстве повседневности // Вестник СПБГУ. 2014. № 2. С. 53 – 60
  42. Сущий С.Я. Атлас российской культуры. М.: ДИК, 2011
  43. Струмилина С.Г. Социология досуга. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  44. Федосов И. А. Просвещенный абсолютизм в России / И. А. Федосов // Вопросы истории. –1970. – № 9;
  45. Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики / Пер. Э. М. Спировой. Москва: Аст, 2010. С. 42.
  46. Хёйзинг Й. Homo ludens. Человек играющий / Пер. с нидерланд. Д. Сильвёрстова. СПб.: Азбука-классика, 2007. 384 с.
  47. Шепелѐв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII – начало ХХ вв. / Л. Е. Шепелѐв. – СПб.: Искусство, 1999.
  48. Becker G. An Economic Analysis of Fertility // Demographic and Economic Change in Developed Countries. — Princeton, 1960.
  49. Becker G. A Treatise on the Family. — Cambridge, 1981. — 424 p.
  50. Johnson P. Conspicuous Consumption and Working – Class Culture in Late-Victorian and Edwardian England // Transactions of the Royal Historical Society. — 1988. — Fifth series. — Vol. 38. — P. 29.
  51. Miles S. Consumerism as a Way of Life. — London: Sage, 1998. – 174 р.

Уважаемый студент.

Данная работа выполнена качественно, с соблюдением всех требований. В свободном доступе в интернете ее нет, можно купить только у нас.

После оплаты к Вам на почту сразу придет ссылка для скачивания и кассовый чек.

Сегодня со скидкой она стоит: 1360

Задать вопрос

Задать вопрос